В одном из современных учебников по политологии справедливо замечается: «Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра». Что же представляет собой это загадочное общество?
Распространено мнение, что гражданское общество представляет совокупность (или сеть) добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов и пр.). Гражданское общество, таким образом, являет собой некий союз, где на началах невмешательства существуют государство и добровольные общественные организации. В таком случае неясна связь государства и гражданского общества, какое из этих социальных образований является базисным, или же они – параллельные структуры. На такой вопрос наводит и высказывание Л.П. Борисова: «В гражданское общество государство не входит, хотя, конечно, все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение». О той же зависимости гражданского общества от государства говорится и в учебном пособии под редакцией проф. Г.В. Полуниной: «Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов». Как видим, налицо явная асимметрия зависимости. Общественные организации, составляющие гражданское общество, предполагают, государство решает. Как тогда понять определяющий идеал гражданского общества, благодаря которому оно и появилось, – идеал свободы? Если государство находится вне рамок гражданского общества, значит для него недействителен и несущественен идеал свободы? Кроме того, выходит, что в обществе могут существовать, по крайней мере, две параллельные структуры: государство и сеть организаций гражданского общества.
Или взять другой пример определения гражданского общества. «Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности». В этом определении ударение сделано на индивидуальной стороне человеческих потребностей, а также на групповых или корпоративных интересах. Такое история уже видела на примере корпоративизма фашистских групп и партий.
Таким образом, после знакомства с некоторыми распространенными представлениями о гражданском обществе возникает масса новых вопросов. Несомненными являются только некоторые характерные особенности гражданского общества, такие, как разделение властей, развитие демократии, многообразие форм собственности, политический плюрализм, свобода совести и др.
Дать определение гражданскому обществу сложно главным образом потому, что его существенным признаком является свобода личности. Н. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновной, иррациональной».
Спорным, как показывает практика изучения этой темы, является еще один вопрос. Являются ли формальные ограничения свободы, устанавливаемые в любом обществе, в том числе и гражданском, ограничением ее по существу? Этот вопрос всегда появляется, когда речь заходит о свободе гражданина. Ведь логично заключить, что гражданское общество есть сообщество граждан. Кто же такой гражданин? Античного метека, египетского жреца, свободного земледельца, представителя господствующего сословия феодального общества нельзя назвать гражданами. Они только представители определенных социальных групп, гражданин же – представитель общества в целом, это во-первых. Во-вторых, гражданин – это человек, который не может быть лишен права проявить свое личное участие в жизни общества как собирательного целого. Права некоторых граждан могут быть ограничены по закону (например, у людей, отбывающих сроки наказания), но они не могут быть у них изъяты в объеме, представляющем уг-розу для самого существования личности. Иначе говоря, гражданин суть индивид, имеющий право участвовать в жизни целого, реализовывать себя для целого как личность, и который не может быть лишен этого права. Условиями для такой реализации служат демократия, свобода слова, свобода совести, идейный плюрализм, защита прав меньшинства и пр. Иными словами, все, что зачастую определяют как основания гражданского общества, на самом деле является всего лишь условиями его существо-вания.