Идеи разграничения государственных органов и их функций высказывались еще античными мыслителями. Платон говорил о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые "направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга". Аристотель более отчетливо различал между собой эти "три элемента" политического устройства, он говорил о них уже не как об отдельных формах государственной деятельности, а дал им конкретное воплощение в виде "законосовещательного" органа (народного собрания), административного органа (магистратуры) и судебных органов. Полибий говорил уже не только о разграничении полномочий, но и об установлении динамичного равновесия между ними, когда каждый из этих органов будет оказывать друг другу содействие и поддержку, а также сможет сдерживать власть другого. Хотя эти тезисы и являются основополагающими в теории разделения властей, но было бы преувеличением полагать, будто античные мыслители уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти.
Развивали основы учения о теории разделения власти и более поздние авторы, например, итальянский мыслитель Марселий Падуанский (1275-1343 гг.), французский философ Жан Боден (1530-1596 гг.) и идеолог английской буржуазии Джон Лильберн (1614-1657 гг.). Но и они только заложили фундамент для создания этой теории, хотя их изыскания и продвинулись дальше, чем у античных философов.
Классическая же теория разделения власти зародилась во Франции в середине XVIII века. Конечно же теория разделения власти возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии (здесь уместно упомянуть английского философа Дж. Локка). Теория разделения власти стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения власти имеет большое значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое право-судие.
Возникновение классической теории разделения власти имен-но в XVIII веке было связано прежде всего с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Что касается персоналий, то появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента — судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. Он пришел к выводу, что "свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга". Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечение политических свобод.
Главное требование принципа разделения власти, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хо-зяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Принцип разделения власти не исключает, а предполагает единство и взаимодействие власти, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
Система "сдержек и противовесов", установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного про-цесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.