В традициях политической мысли России можно наблюдать распространение идей, которые имели широкое хождение и на Западе: консерватизм, либерализм, социализм, анархизм и т.д. Однако в России были и такие политические течения, которых в Западной Европе не было никогда. Эти идеи выражали своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры. Генезис этих идей связан с именем Н. Г. Чернышевского.
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывавших возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию развития. Основу осуществления социализма в России он связывал с общинным устройством крестьянской жизни, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи легли в основание идеологии и политической практики народни-чества, наиболее активными представителями которого были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский.
Характерные черты идеологии народничества: критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму; идея о том, что переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни; наличие "критически мыслящей личности" — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массы; политическим инструментом воздействия личности (героя) на массы служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма разнообразно: от мирной пропаганды до террора.
Кроме того, политическая мысль дореволюционной России развивалась в рамках отечественных философских концепций. Выдающимся памятником высокого развития социально-поли-тической мысли России начала XX века являются "Вехи". В знаменитом сборнике статей дан глубокий анализ истоков, содержания революционного течения русской мысли, прозвучал мощный голос предупреждения опасности для всего русского общества революционизма. В "Вехах" и многочисленных работах, особенно в книге "Истоки и смысл русского коммунизма", Н.А. Бердяев дал глубокий философский анализ развития социально-полити-ческой судьбы России. Его работы являются важнейшим источником анализа особенностей политической эволюции России до и после Октября.
Наиболее ценны для теории политики выводы Бердяева об истоках тоталитарной власти. Он обосновывал мысль о том, что господство свободы над всем ведет к иррационализму в общественном устройстве, распаду и хаосу. Крайняя форма возврата к хаосу — революция. Ей предшествует процесс распада, падение веры, утраты людьми объединяющего духовного центра. Революции ничего не создают, но разрушают. Творчество начинается лишь в годы реакции, после революций. По Бердяеву, в период революций "народ становится добычей дьявола", т. к. теряет свою духовность. Руководящую роль в обществе играют люди, которые воображают себя творцами нового будущего, на деле они рабы прошлого, зависти, мысли, злобы.
Революционная интеллигенция и молодежь формировались в условиях притеснения и изоляции от общества, усиливали в себе особую психологию, развивали максимум и нетерпимость, недостаток исторической трезвости. На этой идейной основе в революции 1905-1907 гг. был разгул своеволия, экспроприаторства, массового террора. Точность характеристик мышления и политической практики радикалов подтвердила послеоктябрьская история.
Революционеры были политически безответственными. Вместо того, чтобы формировать политическую культуру широких слоев, они видели проблемы лишь во внешнем устройстве жизни. Политика, являясь ограничительным средством, превращалась во всеобъемлющую цель. Однако вне идеи воспитания есть лишь две возможности в политике: деспотизм и охлократия. Предъявляя самые радикальные требования, во имя их призывая народ к действиям, революционеры на первое место поставили призыв к борьбе и не занимались формированием политической культуры. Трагические последствия революции для политических судеб России связаны с тем, что революционизированный марксизм стал узкой политической доктриной служения народу, не предполагал никаких обязанностей у народа, не ставил ему никаких нравственных и воспитательных задач. Поэтому на деле революционная доктрина стала основой "массовой разнузданности и демократизации".
Русская интеллигенция оказалась оторванной от народа, хотя вначале, опираясь на "социальное дно", смогла разрушить основы российской государственности, а оказавшись у власти, стала добычей сталинского молоха, обрекла себя на уничтожение. Возможно, это произошло в силу того, что политическое мировоззрение русской интеллигенции складывалось не под влиянием государственного либерализма Чичерина, а под воздействием анархизма Бакунина.
Помимо философской мысли политическая мысль России развивалась и в рамках юриспруденции. Акцент в данном случае делался на изучении политических институтов (государства, партий, права), их структуре и принципах функционирования. Б.Н Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский в своих работах говорили о верховенстве закона в обществе — что означало понимание ими необходимости ограничения монархии в России.