В процессе научной работы исследователь, в нашем случае студент, ведет сбор информации по данной теме. Важной стороной этого этапа работы считается умение правильно организовать накапливающийся массив литературы. Наиболее удобным и гибким рабочим аппаратом становится личная библиографическая картотека. В ней накапливается и обновляется информация о литературе, выявляемой в ходе работы.
Сведения о каждом издании, включенном в личную библиографическую картотеку, заносятся только в одном экземпляре (книга, статья). Прежде всего это библиографические данные издания (ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа). Эти сведения есть в любой библиографической карточке в каталоге библиотеки.
Однако карточки из личной библиографической картотеки значительно отличаются по своему наполнению. На них должно быть много дополнительных сведений, необходимых для включения книги в рукопись. Также необходимо делать записи о том, следует ли в дальнейшем вернуться к этому источнику.
Полезны пометки о месте хранения издания, ссылки на библиотечный шифр и название библиотеки, где оно имеется.
Если записи не умещаются на одной карточке, рекомендуется подкалывать к основной карточке дополнительные, не забывая отмечать на них номер, автора или другой опознавательный знак основной карточки.
В процессе работы над темой с помощью личной библиографической картотеки удобно планировать и организовывать свою работу: легко установить, какие материалы просмотрены, какие еще нет, и т.д. Ведение таких записей позволяет легко сопоставить картотеку со списками, указателями, уточнить ранее сделанные записи, предупредить дублирование.
В зависимости от особенностей темы, специфики работы, можно применять различные варианты расположения материалов в картотеке. Главное, чтобы соблюдались выбранные вами принципы организации материала, единообразие его оформления.
Например, возможно ведение картотеки по двум основным разделам: алфавитному и тематическому. Алфавитный порядок позволяет быстро найти любой источник, сделать необходимые рабочие пометки, уточнения.
Тематический раздел картотеки группируется по подразделениям, характерным для темы работы (отдельные темы, вопросы, период и
т. д.). Карточки в этом разделе подвижны, они могут переставляться из одного подраздела в другой, перегруппировываться, повторяться в некоторых подразделах. Однако следует очень четко следить за тем, чтобы алфавитный раздел помогал организовывать весь материал.