Весьма интересными категориями диалектической логики являются категории необходимости и случайности. К сожалению, в научной и даже в учебной литературе нет единого мнения по определению их категориального статуса. За рабочее определение примем следующее: необходимость – это отражение всеобщих, закономерных, преимущественно устойчивых, отношений действительности. При определенных условиях она непременно должна произойти. Необходимым является обмен веществ для живого организма, ибо это вытекает из самой сущности жизни: без ассимиляции и диссимиляции, без постоянного усвоения питательных веществ из окружающей среды и выделения продуктов распада нет и самой жизни. В качестве необходимости для человечества выступает сегодня преодоление глобального экологического кризиса. Еще пример: в IХ–Х вв. для объединения восточнославянских племен в единое, сильное и могущественное государство необходимо было идеологическое оружие, которое сделало бы возможным политическую централизацию страны. Только так Россия сохранила бы свою самостоятельность и независимость. Каким же могло быть это оружие? Воззрения славянских народов в то время носили политеистический характер, на каждой полянке поклонялись своему богу, существовала целая плеяда богов: бог грозы Перун, бог Солнца Даждьбог, бог животворящих сил природы Ярил, бог огня Сварог, бог скота Велос и др. Нужна была единая и великая идея, которая бы могла объединить весь русский народ. Такой идеей и стало христианство. В конце 80-х годов X в. князь Владимир принимает христианскую веру в ее византийской разновидности. С принятием этой веры князь Киевский извлекал экономические и политические выгоды из сближения с мощной и культурной Византией. Для России принятие христианства было явной необходимостью, как отражение устойчивых, закономерных, всеобщих отношений действительности. Но этот союз был необходим и для Византии. Она стремилась привязать к себе религиозными узами своего сильного и беспокойного северного соседа, обрести в нем если не вассала, то, во всяком случае, союзника в борьбе с другими, не менее беспокойными соседями.
Противоположное необходимости понятие случайности определяется следующим образом. Случайность выражает в основном несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Она может проявиться, а может не проявиться, может произойти так, а может иначе.
Так, в теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора в виде фосфатов кальция. Фосфор присутствует в костях человека и животных. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Как мы восполняем эту потребность: с хлебом, или с фасолью, с рыбой, или с сыром – случайность. Но для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребления фосфора и кальция. Диспропорция этих элементов в организме неминуемо ведет к его заболеванию.
Случайность очень часто проявляется в точке пересечения необходимых процессов. Проанализируем в этом плане случай градобития посевов зерновых. С одной стороны, происходит необходимый, совершающийся по биологическим законам процесс вегетации. С другой – необходимый по метеорологическим законам процесс испарения влаги с поверхности почвы, водоемов и последующего выпадения осадков. Из биологических законов отнюдь не следовало, что растения должны быть побиты градом, так же как из метеорологических законов выпадения осадков отнюдь не следовало, что град обязательно должен выпадать на зерновые, а скажем, не на соседний лес. Таким образом, само по себе градобитие наступило как случайное следствие пересечения двух, несомненно, необходимых, но внешних по отношению друг к другу процессов.
Диалектика необходимости и случайности состоит во взаимозависимости, в непрерывном изменении и развитии их соотношения в связи с меняющимися условиями их проявления, в единстве и противоположности. Необходимость и случайность никогда не выступают в чистом виде, отдельно, изолированно друг от друга: "случайность – это только один полюс взаимозависимости, другой полюс называется необходимостью". "Чистота" любого явления действительности лишь кажущаяся. При ближайшем рассмотрении раскрывается их явная диффузиозность. Подобная эволюция от внешней иррегулярной, т.е. случайной формы действительности, к типичному, устойчивому и массовому, следовательно, к необходимому моменту, является закономерной тенденцией развития. Необходимость и случайность существуют не отдельно, не сами по себе, а в определенной системе связей и отношений. При изменении условий, системы связей составляющие компоненты необходимого могут превращаться в случайное, а случайное – в необходимое. В разное время, но в одних и тех же отношениях или в разных отношениях, но в одно и то же время процессы, явления, события, предметы могут быть в одних случаях необходимыми, в других – случайными.
Так, со второй половины XIX в в работах Д. Максвелла,
Р. Клаузиуса, Л. Больцмана, Д. Гиббса, М. В. Ломоносова и других было доказано, что газообразные, твердые и жидкие тела, состоящие из множества частиц (молекул или атомов) не могут быть детально изображены законами динамического порядка. Для их описания законы механики Ньютона должны быть дополнены закономерностями, изучаемыми с помощью вероятностного подхода. Здесь с наибольшей силой проявляются закономерности статистического порядка. В них необходимость "образуется" из случайных воздействий и взаимодействий на основе взаимной компенсации этих случайных отклонений, случайных флуктуаций в больших совокупностях предметов или частиц. Таким образом, как и любая закономерность, вероятностное распределение выражает существенные, необходимые связи и отношения явлений.
Большее распространение получает диалектико-материа-листическая трактовка связи необходимости и случайности в эволюции организмов, в развитии живой природы. Современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет. В естественных условиях развитие отдельных особей внутри вида подвержено случайным отклонениям от видовых признаков. Если эти флуктуации, а затем и отклонения, появившиеся новые признаки у организмов, полезны, то будучи переданы по наследству, они в процессе естественного отбора накапливаются и приводят к образованию новой разновидности, которая со временем становится новым видом. В работе "Происхождение видов" Дарвин писал: "Животное, как и растение, может подвергнуться любому изменению путем накопления многочисленных слабых случайных изменений, лишь бы они были в чем-нибудь полезны…". Эти случайные изменения, накапливаясь, могут привести к таким существенным модификациям организмов, что "строго наземное животное, случайно добывая корм в мелкой воде, затем в реках и озерах, наконец могло бы превратиться в настолько водное животное, чтобы жить в открытом океане". Так произошло с китообразными, ластоногими. Следовательно, возникновение новых видов, как необходимости в развитии органического мира, проявляется через случайные изменения для особей данного вида.
Вместе с тем необходимость и случайность – это единство противоположностей, два различных аспекта связей, имеющих различную степень и особенности детерминированности. Необходимость обязательна – случайность не имеет атрибута обязательности, она в значительной мере вероятностна. Необходимость устойчива, случайность не имеет атрибута устойчивости. Она может быть, а может и не быть, может проявиться так, а может проявиться иначе. Двойственная природа случайности состоит, с одной стороны, в неустойчивости, неопределенности, в многообразности форм выражения. С другой стороны, наличие случайности определяется необходимостью. Взаимосвязь же необходимости и случайности – объективный процесс. Необходимость может по-разному полагать себя через случайности, а случайности с различной степенью активности воздействуют на необходимость. Они могут ускорять или замедлять необходимый процесс. Например, если вы хотите переубедить собеседника, то начинать разговор следует не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом. Это могут быть даже второстепенные, случайные факторы. Если таких положений нет, то следует подчеркнуть, что было весьма интересно познакомиться с его точкой зрения, поблагодарить за четкое и ясное изложение позиции и т.д. Сделать это целесообразно, от этого зависит результат и часто длительность переговоров, что порой может быть решающим фактором. Но как конкретно и насколько умело это будет сделано, зависит от многих случайных моментов.
Механизм взаимодействия необходимости и случайности заключается в том, что случайным явление бывает только по отношению к необходимому. Случайность может быть формой проявления необходимости и ее дополнением. Как форма проявления необходимости случайность отчетлива видна в статистических процессах, в которых необходимость выступает в виде так называемого "закона больших чисел". Случайность есть форма проявления необходимости не только в статистических процессах.
В свое время это убедительно показал В.Г. Белинский на примере выхода России при Петре Первом к Балтийскому морю. Сам выход к морю был для России исторической необходимостью. А тот факт, что Россия вышла к морю первоначально в устье Невы, по отношению к этой исторической необходимости был уже случайностью. Сложись военные действия несколько иначе, незачем было бы строить Петербург, и столицей страны могли бы стать Ревель (нынешний Таллинн) или Рига.
Второе – случайность как дополнение необходимости. Воспользуемся для иллюстрации широко известным примером. Английские фермеры долго бились над проблемой, как удерживать овец на "точно заданной" площади. И там, где не помогали ни высокая ограда, ни сторожевые собаки, помог случай. В одной из отар родилась овечка с уродливыми задними конечностями, мешавшими ей перепрыгивать через ограду. Это был именно случай, поскольку подобная мутация совершенно не вытекала ни из внутренних биологических процессов, ни из приспособления организма к окружающей среде. Но случай этот был благоприятен для овцеводов, они воспользовались им, постарались закрепить, перевести в наследственный и на этой основе вывести новую породу овец.
Итак, взаимосвязь случайного и необходимого – объективный процесс, в котором необходимое превращается в случайное, а случайное в необходимое. По отношению к необходимости случайность может выступать как первоначальная форма с возникновения, как форма ее проявления и как ее дополнение. Необходимость возникает в форме единичного и случайного, затем в ходе развития соответствующих условий эта форма "снимается", она приобретает устойчивость и неизбежность. Наконец, с дальнейшим изменением условий необходимость может потерять свой неизбежный характер, превратиться в случайность и в итоге исчезнуть. Случайное – это форма возникновения, развития и исчезновения необходимости, и в этом отношении сама является необходимостью. Но как бы мы ни рассматривали эти парные категории, они не проявляются как паритетные, равноправные категории. Случайность – это форма или дополнение необходимости. Но сегодня достижения науки помогают понять, что случайность тоже фундаментальна и в этом она не уступает необходимости. Здесь нет отношения господства и подчинения. Как сказал О. Тоффлер, существует "равноправное господство во Вселенной".
Сейчас, когда идея нелинейности (разнонаправленности тенденций развития) приходит на смену образу абсолютно предопределенной и "единственно верной" "магистральной линии", положение о "дискриминации" случайности теряет свой смысл. Любая система, находящаяся в неравновесном состоянии, в состоянии, угрожающем ее структурной целостности, при действии флуктуаций (колебаний расшатывающих ее) достигает точки бифуркации. В этих условиях существенные, закономерные и повторяющиеся связи и отношения уже перестают действовать.
В свои права с неизбежностью вступает случайность, ибо невозможно предсказать практически специфическое и уникальное состояние, к которому придет то, что осталось от прошлой системы. Но после того как один из путей выбран, на арену вновь выходит необходимость. Все это заново продолжается до следующего кризиса системы, т.е. до следующей точки бифуркации. Например, М.С. Каган в своей работе "Введение в историю мировой культуры" (книга первая) применил такой подход, показав, как из распада первобытного общества возникают три типа дальнейшего развития культуры: скотоводческий, земледельческий и ремесленно-торговый.
Фундаментальную роль играет случайность и в явлении необратимости. Когда случайность в точке бифуркации превращается в новую необходимость, то последняя настолько "обрастает" случайностями, что переход в обратное состояние почти невозможен, если не рассматривать закрытые системы, где необходимость реализуется почти полностью. Итак, познание диалектики необходимого и случайного – процесс нелегкий. Необходимость не существует в чистом виде, она скрыта от непосредственного восприятия. Поэтому познание необходимости есть обнаружение ее за случайностью отдельных фактов. Только открыв необходимость, мы может приступить к осмыслению закономерных связей и отношений, формулированию соответствующих законов. Без раскрытия необходимости познание законов природы и общества немыслимо.
Учитывая практическое и теоретическое значение категорий необходимости и случайности, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, практическую деятельность надо основывать на необходимых, а не на случайных связях, ибо необходимое в реальности всегда пробивает себе дорогу, а случайное в равной степени может как произойти, так и не произойти.
Во-вторых, учитывая диалектику необходимости и случайности, можно случайное и полезное свойство, отношение, момент, сторону какого-нибудь предмета или явления действительности превратить в необходимое свойство, отношение и наоборот, но необходимое может превратиться в случайное, если создать для этого соответствующие условия.
В-третьих, удовлетворяя запросы практики, наука своей главной задачей считает раскрытие необходимости, проявляющейся в массе случайностей.