Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же сущности. Реализация других предполагает изменение сущности материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей материальная система переходит от низшего к высшему, при осуществлении других – от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие – изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие – со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут создаваться в настоящее время, для осуществления других – лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование других, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.
Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориентация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможности. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.
В качестве основы классификации возможностей, выделения их видов возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями, – формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, природа формальных возможностей такова, что они могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку они порождаются внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем они могут проявиться, а могут и не проявиться.
Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии в результате электронно-позитронной аннигиляции превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях (неизбежность есть форма проявления необходимости), как известно, осуществляется. Как у любого студента, поступившего в институт и успешно сдающего экзамены, есть реальная возможность стать со временем высококлас-сным специалистом; реальна возможность созревания овощей на огороде, когда имеются определенная температура воздуха, своевременное выпадение осадков и т. д.
В качестве примера формальной возможности воспользуемся известным гегелевским примером с турецким султаном, который может стать Папой Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую и именно католическую веру, что не вытекает с необходимостью из его природы человека, тем более человека такого высокого ранга, во-вторых, нужно, чтобы он стал католическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не может быть кандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан случайностями. В-третьих, нужно, чтобы на самих выборах он получил предпочтение перед другими, равными ему, а может быть, даже превосходящими его кандидатами. Согласимся, что такую витиеватую возможность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной. В качестве примера формальной возможности можно привести и возможность выиграть в нашей лотерее. Она тоже связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств.
Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.
Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, делятся на конкретные
и абстрактные возможности. Первые – это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия. Вторые – это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, но они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, человечество при определенных условиях, могло быть вытеснено с лица Земли совсем не инопланетянами, а просто организмами, которые размножаются гораздо быстрее остальных. Так, одна маленькая невидимая бактерия может самостоятельно произвести за несколько часов огромное потомство, равное весу человека, а каждый грамм почвы содержит 100 миллионов таких потенциальных патриархов. Менее чем за два дня вся поверхность Земли была бы покрыта зловонными дюнами бактерий всех цветов радуги. Беспрепятственно размножаясь, простейшие дадут нам такую же картину за сорок дней; комнатной мухе потребуется четыре года, крысе – восемь лет, растения клевера смогут покрыть всю Землю за одиннадцать лет. Но это, к счастью, лишь абстрактная возможность. Жизнь движется, уничтожая самое себя, смерть помогает сохранить необходимое равновесие в целой популяции, не позволяя ей слишком разрастаться и стать неуправляемой. Еще один пример абстрактной возможности, которая при изменении условий, достижении материальным образованием более высокого уровня развития стала конкретной. Так, в Западной Европе при простом товарном производстве разрыв цепи Д – Т – Д (деньги–товар–деньги) в течение ряда столетий являлся лишь абстрактной возможностью кризиса этого производства. Лишь после 1825 года, как известно, такое нарушение естественного процесса более чем на столетие определило уже конкретную возможность экономических кризисов.
Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет большое значение на практике. Абстрактные возможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных программ по преобразованию действительности, не учитывая, что для реализации этих возможностей условия отсутствуют.
Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, ибо реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Но если же в силу стечения обстоятельств соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности появляются, то она превращается в реальную возможность и осуществляется с необходимостью, потому что основывается на необходимой связи событий.
В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности.
Сошлемся хотя бы на многочисленные примеры, которые приводил Плеханов в "Письмах без адреса", объясняя происхождение различных форм украшений. Ожерелье из зубов или когтей зверя у первобытного охотника было первоначально "вывеской" храбрости, серии металлических браслетов – "вывеской" богатства, и это исходное жизненно практическое значение предметов оборачивалось значением эстетическим. Механизм такого превращения состоял в том, что мастерство охотника, а позднее богатство оказывались существеннейшими элементами общественного идеала.
Еще один пример: возможность электронов и позитронов при их взаимодействии или электронно-позитронной аннигиляции превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.
Различие возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или сохранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.
Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в результате реализации других – от высшего к низшему, в результате реализации третьих – из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему. Можно говорить о прогрессе развития органов чувств, в частности зрения. Так два-три тысячелетия тому назад человек мог различать только низшие цвета спектра; красный, оранжевый и желтый, верхние цветовые тона – зеленый, голубой, фиолетовый – ему не были знакомы. Сравнивая цветоощущение дикарей и детей, ученые предполагают, что высокое развитие цветоощущений у современного цивилизованного человека есть позднейший продукт культурного развития. Колбочки сетчатки нашего глаза, которые обусловливают высшее цветовое ощущение, вероятно, развивались постепенно в течение последнего тысячелетия истории развития культуры человечества. Способность человеческого глаза различать оттенки цветов совершенствуется не только по мере общей биологической эволюции человека, но является и продуктом исторического развития, в частности, таких отраслей промышленности, как производство красок и пр.