Фриз из фигур животных, выполнен непосредственно на стене убежища и имеет общую длину около 13 м (рис. 138). Изображения сильно повреждены как под воздействием естественных причин, так и в ходе раскопок.
Плохое состояние фигур вызвало разночтения в описаниях различных авторов. У меня не было возможности подробно изучить скульптуры Кап-Блан, но мадам Брижит Деллюк, которая была моим гидом, обратила особое внимание на те фигуры, которые не сразу различимы и даже являются спорными.
Описание фриза будет вестись слева направо.
Фигура № 1.
От этого изображения сохранилась только задняя нога и частично круп, а также обращенная вправо морда. Эта последняя, очень массивная, имеет подтреугольную форму. В момент открытия была известна только морда, и в описании Брейля и Лаланна это изображение северного оленя или быка312. У Леруа-Гурана задняя часть идет под номером «0» и принадлежит «возможно, лошади», а морда (№ 1) – медведю313. Однако, скорее всего, это части одной фигуры быка.
Рельеф достаточно значительный (0,05–0,06 м).
Фигуры № 2 и 2а.
Первая – это определенно лошадь в правом профиле. Она расположена на одном уровне с предыдущим изображением и в 0,3 м от него. Общая длина от головы до хвоста – 1,92 м. Голова его склоненная, глаз не сохранился, но область рта и ноздрей хорошо видна. Пропорции тела правильные. Видны только правые конечности. В районе крупа выполнено кольцо, которое словно пришпиливает лошадь к стене. Линия шеи и холки перекрыта еще одним изображением, голова которого заходит на морду лошади. Это, скорее всего, бизон, судя по объемному горбу.
Рельеф получен за счет удаления поверхности вокруг всего тела животного. Глубина рельефа в районе живота достигает 0,45 м (!), в районе морды колеблется от 0,04 м до 0,07 м. Это одно из самых красивых и совершенных изображений в Кап-Блан.
На левом плече лошади № 2 Леруа-Гуран помещает еще одного бизона (рис. 138), но об этом трудно судить, так как поверхность скульптуры в этом месте сильно повреждена.
Фигура № 3.
Это лошадь в правом профиле (1,38 м), круп ее перекрыт головой предыдущего изображения. Фигура № 3 сильно повреждена в районе головы, живота и передних конечностей. Линия крупа и спины пологая, живот округлый, но не отвислый. Передние ноги стоят параллельно друг другу, задние не были изображены.
Рельеф получен за счет удаления поверхности, особенно глубокого в районе груди и конечностей.
Фигура № 4.
Это изображение находится ниже головы фигуры № 1. Сохранились только круп, правая задняя нога и линия живота. Леруа-Гуран полагал, что это северный олень или каменный баран314. Размер фигуры около 0,5 м.
Фигура № 5 (рис. 137).
Огромная, поражающая мастерством исполнения, лошадь (2,2 м), ориентированная влево. Она выполнена в высоком рельефе и окружена глубокими впадинами. Голова пропорциональная, морда слегка разрушена, глаз глубокий и круглый, видны оба уха. В районе гривы рельеф отсутствует, она сливается с поверхностью скалы и лишь намечена неглубокими параллельными черточками. Линия живота и ноги уничтожены деградацией всей нижней части стены навеса. Лошадь № 5 по своей позе и пропорциям является практически зеркальным отражением лошади № 2: те же гармоничность, вытянутая шея и склоненная голова, одинаковое положение хвостов.
Фигуры № 5а и 5б.
Леруа-Гуран отмечал, что на шее лошади № 5 находятся изображения двух маленьких бизонов, ориентированных вправо (рис. 139), но это представляется маловероятным. А. Руссо, внимательно изучавший фриз, не обнаружил этих фигур315.
Фигуры № 6 и 7.
Выше лошади № 3 видны две головы, смотрящие в правую сторону. Видна также линия спины и хвоста одного из животных (№ 6). Морда животного № 6 имеет прямоугольную форму, рот открыт, нижняя челюсть очень узкая, различим глаз, ниже шеи хорошо виден подгрудок. Вероятнее всего, речь в данном случае идет об олене.
Вторая голова расположена чуть впереди и ниже животного № 6 и находится как бы за ним. Очертания головы не очень четкие. Леруа-Гуран полагал, что это хищник или олень316. Брейль писал, что это, вероятно, бык317. А. Руссо подверг критике прорисовку Леруа-Гурана, указав, что лоб не такой выпуклый и морда не квадратная, и считал, что с наибольшей вероятностью это изображение оленя318. На мой взгляд, головы животных № 6 и 7 почти идентичны и явно принадлежат представителям одного вида.
Таким образом, выше лошади № 5 мы видим двух оленей: изображение первого из них закрывает собой предполагаемое тело второго. Такая композиция представляется интересной, учитывая наложение фигур № 2 и 3, а также еще одну сходную композицию у правого края навеса, о которой речь пойдет ниже.
Фигура № 8.
Голова и шея лошади (0,3 м) ориентированы вправо и находятся за крупом лошади № 5. Остальная часть, если и существовала, то полностью утрачена. Это изображение отделено от стены и находится в Музее Аквитании. Пропорции просто изумительны, но детали видны очень слабо. Грива моделирована способом, аналогичным примененному у лошади № 5.
Фигура № 9.
Правее предыдущего изображения сохранились гравированные линии. По А. Руссо, это остатки изображения животного, повернутого в правую сторону и имеющего короткий хвост319.
Фигура № 10.
Это лошадь, направленная в правую сторону. Ее длина 1,65 м. Поверхность скалы в этом месте сильно повреждена, и морда, задние ноги, хвост, живот лошади разрушены, хотя общие контуры читаются достаточно хорошо. Тело животного очень вытянутое, шея короткая, а голова, напротив, удлинена. Хорошо сохранились уши, грудь и несколько хуже – передние ноги.
Леруа-Гуран полагал, что на тело лошади наложено изображение бизона, направленное в противоположную сторону и слегка вниз
(см. прорисовку на рис. 139). Но такая трактовка была опровергнута
А. Руссо, и с ним можно согласиться, так как никакой деформации тела лошади не видно. Рельеф на плече лошади показывает мышцы, а не область хвоста и ягодиц бизона; в то же время место, где Леруа-Гуран поместил голову бизона, еще Брейль охарактеризовал как lusus naturae, порожденную отшелушиванием стены320.
Фигура № 11.
Это небольшой (0,14 м) бизон, расположенный под лошадью № 10 и частично заходящий на ее контур. Он ориентирован влево. Хорошо различимы горб, спина, круп, одна задняя конечность и частично живот. Леруа-Гуран (рис. 139) дает его полное изображение.
Фигура № 12.
Лошадь (1,15 м) в правом профиле. Круп и хвост закрыты головой лошади № 10. Общие пропорции укороченные, по сравнению с остальными лошадьми, «как если бы скульптор не имел достаточно места для изображения фигуры в своем действительном размере»321. Это, однако, маловероятно. Своими пропорциями и положением тела эта лошадь напоминает лошадь № 3, также более «мелкую», чем лошади № 2, № 5 и № 10.
Задние ноги животного сильно пострадали, но спина и грудь прекрасно сохранились. Живот, возможно, был достаточно выпуклым. Грива моделирована обычным для Кап-Блан способом, без использования рельефа. На голове различимы только уши и верхняя губа.
Фигура № 13.
На 0,2 м ниже живота предыдущей фигуры виден глубокий рельеф, моделирующий горб и спину бизона, направленного вправо.
Фигура № 14.
Задняя часть животного. Круп угловатый, хвост расположен довольно высоко, ноги длинные. Рельеф значительный в районе крупа и более слабый у конечностей. Фигура № 14 упирается в лошадь № 12, но речь не идет о разрушении первоначально полного изображения, ибо древний скульптор сознательно выполнил только заднюю часть животного, что доказывает наложение морды лошади № 12 на спину фигуры № 14. Что касается вида животного, то, по мнению Леруа-Гурана, это бизон322, но я согласен с А. Руссо, что пропорции бедер и ног не характерны для этого вида. Это, скорее, лошадь.
Фигура № 15.
На отдельном блоке, найденном у входа в «альков», изображен бизон в правом профиле (рис.136). Его длина около 0,4 м. Видны только две ноги, окончания которых разрушены, как хвост и рога.
Этот блок, несомненно, имеет отношение к фризу, но на стене над ним нет места, откуда он мог бы выпасть. Возможно, что он был с самого начала отдельным блоком, установленным у подножия фриза, либо фигура бизона была вырезана в нижней части стены и позднее отделилась от нее под действием атмосферных явлений.
Фигура «А».
Леруа-Гуран на своей прорисовке помещает под № 7 голову лошади (рис. 139). А. Руссо считает, что это естественный выступ, который мало напоминает голову лошади, но отмечает, что немного левее и выше находится заготовка еще одного кольца323.
Следует добавить, что практически все фигуры фриза несут следы красной краски.