Говоря о Рок-де-Сер, нельзя не затронуть старый и сложный вопрос о связи святилищ под открытым небом со следами длительного пребывания человека. Выше уже говорилось, что блоки «АВ», «С», «С», «D» и «F» лежали лицевой поверхностью на археологическом слое, который содержал около 2000 орудий и где, по А. Мартену, располагалась мастерская259. Хотя в таком соседстве нет чего-то особенно удивительного, тем не менее есть основания предполагать, что святилище и мастерская не одновременны. Для этого надо разобраться с отложениями на платформе.
Интересующий нас слой имел мощность от 0,1 до 0,35 м в восточной части и до 0,9 м в западной. В восточной части слой перекрыт обвалом, поверх которого сформировался еще один слой, гомогенный по орудийному набору нижнему. Слой в западной части на высоте 0,2–0,3 м также имеет следы обвала. Судя по разрезам, приводимым Мартеном, максимальное количество камня обрушилось в районе блока «D» (рис. 97), который полностью перекрыт обвалом; в западной части и в районе блока «АВ» (рис. 98) обвал имел гораздо меньшую мощность. Средний солютрейский слой формировался на тыльной стороне упавшего скульптурного блока. Кроме того, Мартен указывает, что в ряде мест средний слой имел контакт с нижним260. Таким образом, у нас есть все основания полагать, что обвал не вызвал перерыва в пребывании здесь солютрейцев. Однако грандиозный комплекс святилища не был восстановлен. Наоборот, раскопки Лантьера в западной части показали, что здесь велась интенсивная обработка камня; он обнаружил множество «карманов» с отходами производства261. Люди Рок-де-Сер проявили редкостное безразличие к гибели своих шедевров.
Обращает на себя внимание одно замечание Лантьера: «Совершенно очевидно, что культовое место было покинуто, когда здесь обустроились группы людей, оставивших следы своего пребывания в большом слое S»262. Слой «S», по Мартену, это практически вся толща отложений, содержащих солютрейскую индустрию, поэтому заявление Лантьера несколько туманно. Однако надо признать, что есть определенные основания полагать, что святилище существовало относительно небольшой срок и было разрушено еще до обвала. С этой точки зрения интерес представляют такие моменты:
а) нижний солютрейский слой содержал в своем основании не «лавролистные» острия и не острия «с боковой выемкой», а «длинные, очень мало ретушированные сколы, напоминающие «листья ивы»263. Причем, эти камни, видимо, были немногочисленны, так как встречаются лишь в нескольких пунктах264. Эти орудия, по словам А. Мартена, обычно располагаются в основании схожих слоев Дордони265;
б) возле блоков, открытых в ходе раскопок 1951 г., также не были обнаружены «лавролистные» изделия и острия «с боковой выемкой», а только индустрия на пластинках266;
в) мощность слоя под блоком «АВ» не превышала 0,1 м267, тогда как максимальная мощность на платформе составляла 0,35 м. В какой-то мере это может свидетельствовать об эксплуатации места и после падения блока. Богатство слоя под блоком «F» можно объяснить его наклонным положением к поверхности земли (угол составлял ~ 15), и часть отложений могла сформироваться уже после падения.
Таким образом, мы имеем определенные, хотя и уязвимые, факты, подтверждающие первоначальную идею Мартена о преднамеренном разрушении святилища. Лантьер, обнаружив два блока на своих первоначальных местах, отверг эту идею. Однако обитатели западной части навеса обнаружили безразличие к этим украшенным камням, и те были постепенно погребены под мощным слоем культурных отложений.
Итак, на мой взгляд, святилище было создано первыми солютрейцами, обосновавшимися под навесом Рок-де-Сер. После относительно недолгого функционирования святилище было разрушено, и население навеса сменилось носителями индустрии «лавролистных» острия и наконечников «с боковой выемкой», которые оставались на платформе достаточно долго. При них навес не использовался как культовое
место, а только как мастерская и жилище. На последнем этапе эксплуатации Рок-де-Сер под гротом Ле Рок было устроено захоронение. Последовавший вскоре грандиозный обвал свода сделал невозможным использование Рок-де-Сер как место для стоянки.