1. Назовите причины проведения реформ в 60-70-е гг. XIX в.
2. В чем суть и каковы результаты крестьянской реформы 1861 г.?
3. Какие меры были приняты по совершенствованию государственного управления?
4. Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы?
5. Какие изменения произошли в стране в итоге проведения судебной, образовательной и военной реформ?
6. Почему реформы 60-70-х гг. XIX в. называют либеральными?
7. Каковы позитивные черты в реформах 1860-1870-х гг. и в чем их ограниченность?
8. Каковы последствия и значение реформ 60-70-х гг. XIX в. для России?
9. В чем причины революционного движения в пореформенной России?
10. Почему в России не была принята конституция?
11. Почему Александр III не стал продолжать реформы 60-70-х гг. XIX в.?
12. Как развивалось общественное движение в России во второй половине ХIХ в.? Какое влияние на развитие общества оказывали консервативное, либеральное и революционно-демокра-тическое направления?
13. Проанализируйте ответ Александра II на вопрос генерал-губер-натора Москвы Закревского по поводу возможной отмены крепостного права, заданный на торжественном обеде в Москве 30 марта 1856 г.: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".
Насколько логичным было заявление императора? Насколько убежденным реформатором был Александр II ? Чем непосредственно была вызвана правительственная политика либерализации начала 1860-х — начала 1870-х гг.?
14. Отметьте, что из перечисленного ниже отражает буржуазный характер реформ 1860-1870-х гг.:
а) личное освобождение крепостных;
б) сохранение для крестьян сословного суда;
в) сохранение помещичьего земледелия;
г) всесословный характер земств;
д) наделение крестьян землей;
е) введение состязательности судебного процесса;
ж) появление отработочной системы;
з) имущественное расслоение крестьянства;
и) введение всеобщей воинской повинности.
15. Расположите события в хронологической последовательности.
1. Судебная реформа.
2. Речь Александра II перед московским дворянством.
3. Университетская реформа.
4. Проект М.Т. Лориса-Меликова.
5. Цензурная реформа.
6. Отмена крепостного права.
7. Начало работы Редакционных комиссий.
16. Заполните предлагаемую ниже таблицу.
Название реформы | Год | Основное | Автор |
Крестьянская реформа | |||
Судебная реформа | |||
Университетская | |||
Военная реформа |
17. Проанализируйте приведенные ниже высказывания об Александре II. Какое из них, по вашему мнению, более близко к истине? Обоснуйте свою точку зрения.
"Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране в мирное время, где приходилось бы только охранять Но ему недостает темперамента преобразователя" (А.Ф. Тют-чев).
"Нельзя не изумляться редкой твердости государя, который один обуздывает настоящую реакцию и силу инерции" (Н.А. Милютин).
18. Заполните пропуски в тексте.
Революционное движение в России прошло в XIX в. несколько этапов.
Сначала дворяне-радикалы, получившие название
.,
попытались изменить судьбу страны с помощью переворота. В середине столетия им на смену приходят революционеры, получившие от И.С. Тургенева прозвище Они боготворят народ, особенно , а в общине видят ячейку социализма. В 90-е гг. в революционном лагере России начинает набирать силу , у истоков распространения которого стоят Г.В. Плеханов и организованная им группа .
19. Уберите лишнее.
Временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, община, "отходники", присяжные, сельский сход.
20. Дайте определение следующим историческим понятиям:
выкупные платежи — это ..
земство — это .
реформа — это..