В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924) – основатель наиболее радикального направления марксизма – большевизма (в 1903 г. в рядах социал-демократии происходит раскол на «большевиков» и «меньшевиков», на радикалов и умеренных из-за различия во взглядах на организацию и формы деятельности партии). Он был основателем советского государства, просуществовавшего с 1917 г. до 1991 г.
В своих теоретических рассуждениях о сущности государства и права, Ленин исходил из их классовой природы. При этом государство понималось им как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим. Государство поддерживает политическое господство того класса, который является главенствующим в экономике. История показывает, по мнению Ленина, что государство как особый аппарат принуждения возникает тогда, когда общество распадается на классы, когда один класс начинает присваивать себе результаты труда других классов. Наличие государства исключает наличие свободы. Ленин утверждал: буржуазия, называя своё государство свободным, лжёт. До тех пор пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих.
Конечной целью большевики ставили уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать необходимость в насилии вообще, в подчинении одних людей другими. Люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без применения насилия и подчинения. Коммунизм сделает государство ненужным и оно отомрёт.
В переходный же период единственно возможной формой государства становится диктатура пролетариата. Это – идея революционного отрицания всех предшествующих государственных форм: провозглашается отказ от старой политики и правовой культуры, парламентаризма и разделения властей.
Государственной формой диктатуры пролетариата, по Ленину, должна стать Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанным Лениным в политической теории. В ленинском понимании Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов.
«Становой хребет» диктатуры пролетариата составляет коммунистическая партия – партия «нового типа» – централизованная организация профессиональных революционеров: «Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию». В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет: «Ни один важнейший политический или организационный вопрос, – утверждал Ленин, – не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии». Такое сращивание партии с государством привело, в конечном итоге, на практике к концентрации властных функций в руках партийной номенклатуры и установлению тоталитарного режима.
В.И. Ленин опубликовал множество работ, перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как «Что делать?» (1902); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920).
В 20-30-е гг. в СССР идет процесс утверждения авторитарного, затем тоталитарного режима, который пагубно сказался на развитии политической науки. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п., поэтому в советской России политологии не существовало ни как самостоятельной академической дисциплины, изучаемой в вузах, ни как самостоятельной отрасли знаний.
С наступлением периода «оттепели» положение несколько улучшилось. СССР в 1956 г вступил в МАПН (Международная ассоциация политических наук), после XX съезда общественные науки начинают наращивать свою активность: стали разрабатываться отдельные политические проблемы. Здесь определяющим фактором явилась «холодная война», одним из её значимых проявлений стало идеологическое противоборство между социалистической и капиталистической системами. Под этим воздействием советские учёные-обществоведы концентрируют своё внимание на изучение политических, социальных отношений капиталистических стран, стремясь обнаружить негативные стороны этих процессов с целью критики и дискредитации. С этой целью создаются специальные академические институты – институт США и Канады и др. При этом советская система рассматривается исключительно с апологетических позиций, практически не подвергаясь критике. В то же время в западной политической науке формируется как особое направление – антикоммунизм (США – З. Бжезинский, Франция – Р. Арон), создается особый штат специалистов по изучению советской политической системы – так называемые советологи.
Становление отечественной политологии как научной и академической дисциплины началось лишь в последние годы.
После событий 1990-х годов политическая элита, пришедшая к власти, поставила задачу строительства в России демократического общества. Появилась острая необходимость осмыслить политическую систему, сущность процессов, происходивших в годы советской власти и разработать модель будущего общества. Практическая потребность и идеологическая свобода предопределили достаточно интенсивное развитие политической мысли в нашей стране. Появились научные коллективы, специализированные журналы, учебные дисциплины, факультеты, начали издаваться учебники, слово «политолог» вошло в обиход не только в СМИ, но и граждан. Началось увлечение политическими исследованиями, едва ли не каждый журналист объявил себя политологом. Обозначим основные характеристики процесса становления отечественной политологии:
а) популяризация, знакомство с достижениями политической науки зарубежья;
б) серьёзные исследования отечественного материала, дополнявшие выводы западных авторов (особенно по теме – тоталитаризм, особенности политической культуры россиян);
в) появляются аналитические статьи по актуальным проблемам современных политических процессов: электоральное поведение, проблемы федерализма, проблемы межэтнических конфликтов, терроризм – как явление современной жизни, глобализация в жизни современного общества и место России в ней, проблемы формирования в России гражданского общества, демократическая модернизация России и т.д.
В целом, современная политология в России только формируется: складываются научные коллективы, определяется тематика. Наш научный мир «входит» в политологическое пространство, от которого долгое время был отчуждён, ищет своё место, определяет свою роль и готовится сказать своё самостоятельное слово.