И.А. Ильин (1882-1954) — глубокий и оригинальный мыслитель, юрист по образованию. После высылки из России в 1922 г. ему довелось участвовать в работе Религиозно-философской академии и русского научного института в Берлине. При нацистском режиме его в очередной раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления. Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию.
Ильин оценивал политику как область высоконравственной деятельности, прежде всего. Именно такую деятельность он считал истинной политикой, Политикой с большой буквы: " нужно быть совсем слепым и наивным, чтобы сопричислять разбойничьи дела к тому, что мы называем Политикой. Разбойничьи же дела, т.е. "всякие хлопоты и интриги, которые помогают захватить государственную власть, не останавливаясь ни перед какими подлостями и преступлениями", есть, по И.А. Ильину, обыденное понимание политики.
Различие между "Ильинской Политикой" и обыденной политикой есть различие между истинно-политическим и формально-политическим. Какой же смысл вкладывал Ильин в свою Политику? Истинно Политическое, считал Ильин, это такое служение, которое подразумевает интересы не отдельных групп или каких-то самостоятельных классов, но "весь народ в целом", рассматривая политику как деятельность, направленную на интеграцию общества, на поиск гражданского согласия.
В основе политической доктрины Ильина — учение о власти как многомерном явлении. Ильин является сторонником сильной власти. В чем же состоит сила государственной власти? С точки зрения ученого: "Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Сила власти проявляется не в окрике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ее способности звать, не грозя, и встречать верный отклик в народе. Ибо власть есть прежде всего и больше всего — дух и воля, т.е. достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу. Чем меньшее напряжение нужно сверху и чем больший отклик оно вызывает внизу, тем сильнее власть". Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, но при этом подчеркивал, что "меч отнюдь не выражает сущность государственной власти. Он есть лишь крайнее и болезненное ее средство, он составляет ее последнее слово и слабейшую из ее опор", замечая, что именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы — подрывает себя и готовит разложение. Он подчеркивает вновь и вновь, что государство держится не штыком, а духом, не террором, а авторитетом власти, не угрозами и наказаниями, а "свободной лояльностью народа".
Политическую власть, считает И.А. Ильин, от других видов власти отличает то, что она является "правовой силой", оформленной правом и служащей по праву, при помощи права.
И.А. Ильин обосновывает шесть аксиом власти, без соблюдения которых, по его мнению, политическая власть не может нормально функционировать. Первая аксиома гласит, что государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия.
Вторая аксиома состоит в том, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина. "Единство государственной власти следует понимать, конечно, не в смысле единства "органа" или нераспределяемости функций и компетенции — говорит И.А. Ильин, — но в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве обретаемого и осуществляемого права". Правосознание не может признать одинаково "государственными" две исключающие друг друга или противоборствующие власти.
Третья аксиома заключается в том, что государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому критериям.
Четвертая аксиома утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес, совпадающий с собственными правами и интересами граждан. Только служение общему интересу превращает государственную власть в авторитетный центр политического единения. Это должны помнить все политические партии, стремящиеся не только захватить государственную власть, но и удержать и укрепить ее. Поэтому все политические партии, несмотря на различие их программных задач, должны иметь единый, общий государственный интерес. Партия, лишенная государственной программы, поддерживающая один классовый интерес, — считает И.А. Ильин, — есть противогосударственная партия, она политически недееспособна; если она захватит власть, то она поведет нелепую и гибельную политику и погубит государство.
Пятая аксиома утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы. Всякие же утопические идеи и нереальные обещания не только подрывают доверие к ней и волю к государственному строительству, но даже разлагают и губят государство.
Наконец, шестая аксиома утверждает, что государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует "поддержание национально-духовного бытия народа".
Ильин поясняет, что сама справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому (с его "слепотой к человеческим различиям"); она состоит в "беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и притязаниях". Однако для претворения подобной "распределяющей" справедливости необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством достоинства. Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни, оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен, народ, не движимый им, — обречен на тяжкие исторические унижения. Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная собственность, которая есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей.
Глубокие, интересные и во многом актуальные мысли высказал И.А. Ильин по поводу демократии, которую он подразделял на формальную и творческую. В отличие от формальной демократии, которая, по его мнению, все государственное устройство сводит к форме всеобщего и равного голосования, демократия творческая, подлинная не отвлекается от качеств самого человека, предполагает учет свойств личности. Творческая демократия, чтобы осуществиться, должна вызреть, ее предпосылки должны накопиться. Он приводит следующие предпосылки творческой демократии.
1. Искусство свободы. Здесь понимается осознание человеком смысла, ценности свободы, умения ею пользоваться и бороться за нее и понимание им отличия свободы от вседозволенности. "Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией". "Не ясно ли, что первая опасность (анархия) настигла Россию в 1917 г. и осуществитель ее был В. Ульянов, и что вторая опасность (деспотия) настигла Германию в 1933 г. — и осуществителем ее был А. Гитлер".
2. Достаточно высокий уровень правосознания. Человек с высоким уровнем правосознания, — писал И.А. Ильин, — может сказать о себе следующее: "Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом человеке". Человек, имеющий здоровое правосознание, умеет блюсти и свои и чужие права и обязанности. Он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства.
3. Хозяйственная самостоятельность гражданина. Здесь
И.А. Ильин подразумевает личную способность и общественную возможность кормить свою семью честным, хотя бы наемным трудом. "Только тот, кто чувствует себя самокормильцем, приносящим пользу своему народу, имеет основу для независимого суждения в политике, для неподкупного волеизъявления и голосования".
4. Минимальный уровень образования и осведомленности. Речь идет не об элементарной грамотности, а о понимании механизма выборного процесса, предлагаемых программ, государственного и экономического строя, насущных потребностей страны.
5. Политический опыт.
Концепцию творческой демократии И.А. Ильина следует принять во внимание еще и как метод, предполагающий прежде всего человеческое измерение политики, подход к демократии в ее личностном аспекте.