Н.А. Бердяев (1874-1948) – крупный религиозный философ и политический мыслитель. В молодости пережил увлечение марксизмом, был одним из участников киевского социал-демократического движения, участвовал и в либеральном движении («Союз освобождения»). С 1920 г. – профессор и зав. кафедрой политической экономии МГУ. После высылки в 1922 г. сначала жил в Германии, а затем в Париже, издавал религиозно-философский журнал «Путь».
Размышления Бердяева о политике тесно переплетены с суждениями о культуре, философии и религии. Различал формальную политику, занятую исключительно средствами жизни, и реальную, устремленную к поиску цели и смысла жизни. Глубинными, подлинными основаниями политики, по Бердяеву, является человек. В центре политической философии Бердяева – вечные вопросы: личность и свобода, человек и государство. Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности – основополагающие ценности жизни – даются человеку свыше. Поэтому не государство является их гарантом, а высшие объективные начала, имеющие «сверхчеловеческую природу».
Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рациональными причинами, оно всегда имеет иррациональную, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет им отвергнута его религиозная основа. «Государство, – подчеркивал Бердяев, – должно быть сильным, но должно знать свои границы».
Бердяев противопоставляет элитарную, «качественную» демократию, построенную на принципе иерархизма, «формальному абсолютизму народовластия». Для него демократия «как большинство голосов, или механика количеств» ведет не к царству лучших, а к власти толпы, массы – неуправляемой и безответственной. Для него демократия – это прежде всего власть над собой, «самодисциплина» и «самовоспитание личности». Проблема демократии в России требует решения задачи образования как личного характера, так и национального характера русского народа, иными словами, искоренения рабства через практику самоуправления, избрания во власть лучших, т.е. личностей, осознающих свою великую ответственность и возлагающих на себя великие обязанности.
Бердяев одним из первых в мировой политологии, ранее
Х. Арендт, К. Фридриха и З. Бжезинского, выявил онтологические (сущностные) основания и признаки тоталитаризма:
1) претензии частного (одной идеи, нации, класса, группы, личности) на всеобщность;
2) всепоглощающие структуры властвования;
3) массовидность социальной системы;
4) технизация, замена человека машиной, превращение его в винтик социальной машины, разрушающая духовность личности.
Основные труды Бердяева – «Новое религиозное сознание и общественность», «Философия неравенства», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея».