В.С. Соловьев (1853-1900) – крупный религиозный философ, сын известного русского историка С.М. Соловьева, выдвинувший отечественную философию на мировой уровень. Он интересовался также вопросами политической теории: известны его идеи о правовом («правомерном») государстве, изложенные в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» и его учение о «человеческой полноправности», которую государство обязано гарантировать всем гражданам. В.С. Соловьев одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование», использованную затем теоретиками русского социального либерализма. Он считал, что всякий человек должен иметь не только достаточные средства к существованию (еду, одежду, жилище), но и достаточный физический отдых, для того чтобы пользоваться досугом для духовного совершенствования. Государство должно взять на себя заботу о социально незащищенных слоях населения.
Закономерность возникновения государства и права В.С. Соловьев объясняет несовершенством человека, разнородностью интересов, потребностью их согласования и регуляции. По его мнению, безопасность как одного человека, так и целого общества не может охраняться полностью одним нравственным законом, который окажется не действенным для людей с преобладающими противообщественными настроениями. Для согласования всех интересов, считал он, как раз необходимы юридический закон и государство. Именно В.С. Соловьеву принадлежат знаменитые слова о том, что государство существует не для того, чтобы осуществлять рай на земле, а для того, чтобы не допустить ада на земле.
Для мыслителя государство – это «воплощенное право», «собирательно-организованная жалость», он отстаивает «силу права, а не право силы». Власть должна быть ограничена правом и быть «дееспособной законностью». Концепция В.С. Соловьева о «правомерном государстве», в отличие от западно-европейской традиции, построена на взаимосвязи таких категорий, как нравственность, свобода личности, равенство, справедливость, право, власть, государство. Чтобы не превратиться в Левиафана, по мысли Соловьева, государство должно подчинить себя религиозному началу, только наличие высшей нравственной истины оправдывает власть.
Политика немыслима для него вне нравственности: «разделение между нравственностью и политикой составляет одно из заблуждений и зол нашего века». Право для Соловьева также обусловлено нравственностью: «право – низший предел нравственности, принудительное требование реализации определенного минимума добра». Обусловленность права нравственностью выражается, по Соловьеву, в том, что всегда и везде необходимо, чтобы закон был справедливым. Законы, не соответствующие понятию добра, являются неправовыми и подлежат отмене. Однако, по мнению философа, право должно соответствовать реальным условиям жизнедеятельности, чтобы быть действующим.
В понятии права Соловьев выделяет сущность права (идею права) и форму ее существования (позитивное право, закон). Сущность права состоит в способностях права принудительно обеспечить примирение личной свободы и общего блага.