Конфликт в сфере деловых отношений можно определить как столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками партнеров в условиях их стремлений к достижению целей.
Деловые отношения связаны со сложными, быстро меняющимися ситуациями и определенным риском, что вызывает значительную вероятность возникновения различных конфликтов. Для успешного ведения бизнеса важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и найти пути выхода из конфликта, если такой уже случился. В подобных условиях знание правил этикета уже недостаточно. необходимое и полноценное условие – психологический анализ ситуации, с учетом возможного поведения людей в условиях конфликтной обстановки.
В конфликтных ситуациях с людьми, которые характеризуются повышенной агрессивностью, необходимо соблюдать особую осторожность, избегать любых провокационных действий.
Иногда причиной конфликта может послужить отсутствие внимания и признания со стороны окружающих. В подобных случаях человек может стремиться привлечь к себе внимание не только положительными, но и отрицательными действиями и поступками. Наилучшее решение в данной ситуации состоит, по мнению психологов, в возможности предоставить таким сотрудникам условия, в которых их профессиональные и личностные качества будут раскрыты и признаны окружающими.
Чаще всего конфликт в коллективе возникает, казалось бы, по неизвестной причине. Постарайтесь проанализировать ситуацию. Возможно, причина конфликта состоит в очень простых обстоятельствах, которым вы не придавали значения.
Известный американский психолог Б. Вуд считает, что человеческая жизнь представляет собой процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не в состоянии их избежать, он может только решить, участвовать в выработке решения проблемы или оставить это другим. Многие из нас, к сожалению, не знают и не умеют находить достойный выход из конфликтных ситуаций. Именно поэтому принципиально важно попытаться разобраться в вопросах: что такое конфликт, каковы его причины и, наконец, каковы пути выхода из конфликтных ситуаций?
Ниже приведены типы конфликтов (табл. 1), знание которых позволяет выявить причины конфликта и провести анализ конфликтной ситуации, т.е. поведение людей в отношениях с руководителем или с другими членами коллектива.
Тип конфликта | Горизонтальные конфликты | Вертикальные конфликты снизу вверх | Вертикальные конфликты сверху вниз |
1.Препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт | Руководитель не обеспечивает возможности успешного достижения цели деятельности подчиненным | Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели его деятельности |
2. Препятствие достижению личных целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют достижению личных целей другим. Организационный конфликт | Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей | Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей |
Окончание табл. 1
Тип конфликта | Горизонтальные конфликты | Вертикальные конфликты снизу вверх | Вертикальные конфликты сверху вниз |
3. Противоречие действий принятым нормам | Конфликт поведения и норм в группе | Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданиям подчиненных | Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям руководителя |
4. Личные конфликты | Личная несовместимость | Лидеры и авторитеты коллектива не оправдывают ожиданий последователей | Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов |