Общение – способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в него людей.
В процессе общения можно выделить три основные формы: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (рис. 3).
Коммуникативная сторона общения
предполагает обмен информацией. Особую роль для каждого участника общения играет не только значимость информации, но и условия ее осмысления. Речь идет о коммуникативных барьерах, которые служат причиной непонимания собеседников. Различают барьеры непонимания, связанные с социально культурными различиями, барьеры отношений (неприязнь, недоверие и т.п.) и др.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия людей, т. е. в обмене не только идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В этом случае общение проявляется как межличностное взаимодействие, как совокупность связей и взаимовлияний, формирующихся благодаря совместной деятельности людей.
Совместная деятельность людей и их общение происходят в условиях социального контроля на основе норм, принятых в обществе в качестве образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения людей. При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие виды взаимоотношений:
· сотрудничество;
· противоборство;
· уклонение от взаимодействия;
· однонаправленное содействие;
· контрастное взаимодействие;
· компромиссное взаимодействие.
Интерактивная сторона общения по своему содержанию представляет собой психологическое воздействие на личность или группу лиц, с целью изменения взглядов, мотивов, установок, состояний как отдельной личности, так и коллектива.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами и установления на этой основе взаимопонимания. В момент такого общения формируется представление о намерениях, целях, установках, культуре собеседника. Здесь следует остановиться на механизмах перцепции, с помощью которых человек осознает себя через другого. К механизмам перцепции относятся:
· познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
· познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
· прогнозирование поведения партнера по общению (казуальная атрибуция).
Раскроем смысл приведенных выше понятий.
Идентификация – способ познания другого человека посредством постановки себя на место человека.
Стереотипизация – восприятие собеседника на основе некоторого стереотипа.
Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку.
Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему (например, привязанности).
Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается собеседником.
Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков другого человека.