Принципы этики деловых отношений можно представить как совокупность нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества и определяющих правила поведения человека в системе деловых отношений.
В центре этики находится мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов поведения и т.п. Эти системы определяют границы отношений и взаимодействий людей в обществе, поскольку нормы морали устанавливают сами люди. Понятно, что конкретное содержание этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, что понимается под категориями добра и зла в данной эпохе. Анализ исторического развития этических учений показывает, что в различные исторические периоды в социуме существовали весьма разные представления о высших ценностях, о мире, о нравственности. Например, для современного российского общества характерны иные требования к личности, ее морали, нежели в эпоху «застоя». Сегодня востребованы предприимчивость, коммуникабельность, индивидуализм, творческое отношение к деятельности.
Различают этику общечеловеческую и профессиональную. Профессиональная этика регламентирует нормы, стандарты, характерные для определенных видов деятельности. Это своеобразный кодекс поведения, приписываемый тип отношений в той или иной сфере деятельности. Этика деловых отношений – это профессиональная этика, регулирующая систему отношений в сфере бизнеса. Ее основу составляют принципы и нормы, которые будут рассмотрены далее.
Можно говорить о разных принципах этики деловых отношений, например о прагматизме, целесообразности, утилитарности. Но все-таки в качестве основных принципов следует выделить следующие.
1. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
2. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.
3. Никогда не делай того, что противоречит интересами твоей компании.
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены моральные нормы общества[2].
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. В 1994 году в швейцарском городе Ко (Caux) была принята Декларация Ко «Принципы Бизнеса». Это своего рода попытка выработать главные принципы международного бизнеса, объединив восточную и западную сферы деловой культуры.
В Декларации Ко в качестве базовых принципов международного бизнеса выделены следующие:
· ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
· экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости, мировому сообществу;
· этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
· уважение правовых норм;
· поддержка многосторонних торговых отношений;
· забота об окружающей среде;
· отказ от противозаконных действий.
Вышеприведенные принципы выявляют характер взаимоотношений макросубъектов социальной и экономической структуры общества – организаций, государства, общества в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.