Деловая этика как сфера научных исследований зародилась в США в 1970-х годах. Вместе с тем этические проблемы были предметом изучения еще в древности. Со времен Аристотеля взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, а позднее – психологов, социологов. Однако только развитие капитализма на Западе, промышленная революция в XIX веке коренным образом изменили отношение между бизнесом и этикой.
Изменения, произошедшие в России в последние десятилетия прошлого и в начале нынешнего века, привели к радикальным преобразованиям во всех сферах деятельности, в частности бизнесе и коммерции. В настоящее время многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, открылись новые возможности для налаживания прямых торговых, экономических и производственных связей с организациями и фирмами разных стран, а также широких контактов в области научных исследований, разработки и передачи технологий, в процессе профессиональной подготовки кадров.
В связи с вышесказанным у специалистов в области предпринимательской деятельности возникла необходимость в обобщении опыта делового общения в той или иной форме и соотнесении его с выработанными человечеством нормами этики.
Следующим шагом для специалистов в сфере деловых отношений стала разработка общего контекста, в котором деятельность бизнеса могла бы быть объективно оценена с этической точки зрения, т. е. формулировка основных принципов и правил поведения человека в деловой сфере.
Деловой этикет определяется как установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых отношений, его знание является основой формирования имиджа делового человека. «Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете», – говорил Дж. Рокфеллер.
Изучению этики деловых отношений уделяется большое внимание во всех экономически развитых странах, в том числе в России. В последнее десятилетие опубликовано большое количество монографий, а также учебников и учебных пособий, посвященных этике бизнеса, которые, несомненно, способствуют приобретению специфических знаний в области деловой этики и качественной подготовки высокопрофессиональных кадров в сфере бизнеса.
Автором данного учебного пособия предпринята попытка краткого изложения основных принципов деловой этики. Пособие предназначено для студентов, проходящих подготовку по экономическим специальностям бизнес-факультета дневного и заочного отделений, а также по другим специальностям, связанным с предпринимательством и бизнесом.