Любая антикризисная программа должна быть продумана задолго до возникновения кризисной ситуации.
Она предполагает предварительную целенаправленную работу по формированию устойчивой благоприятной репутации компании, создание пула ее сторонников среди важнейших целевых групп — власти, СМИ, общественности, которые могут выступить сторонниками компании в сложных ситуациях. "Друг познается в беде".
Она предполагает наличие антикризисных программ и четких инструкций о том, как действовать, чтобы минимизировать ущерб по всем службам во время прогнозируемых кризисов. План обязательно должен предусматривать:
· определение потенциально опасных направлений;
· моделирование проблемных ситуаций и сценариев развития кризиса;
· формирование антикризисного штаба, наличие резерва для лиц, которые входят в антикризисный штаб;
· определение целевых групп для передачи послания: общество в целом, власти, СМИ, клиенты, акционеры и инвесторы, сотрудники компании;
· обеспечение антикризисного штаба необходимыми ресурсами;
· каналы взаимодействия должны быть открытыми.
Чтобы эффективно действовать, Баркеро Кабреро[13]
предлагает следующие меры.
1. Провести глубокий анализ существующего имиджа компании.
2. Совместно с исполнительным руководством компании разработать оперативную стратегию, включающую следующие этапы.
Ø Внутренний анализ состояния предприятия, позволяющий ознакомиться с его подразделениями, отделами, техническими, экономическими аспектами деятельности (определения слабых и сильных сторон предприятия).
Ø Внешний анализ, позволяющий выявить возможность возникновения неблагоприятных факторов как в среде партнеров, так и конкурентов.
Ø Определение состояния компании с учетом выявленных сильных и слабых сторон.
Ø Выработка предложений, направленных на разрешение определенных ситуаций и проблем.
Ø Разработка мер, касающихся имиджа предприятия, используемых при проведении будущих кампаний, с учетом специфических планов развития.
Ø Составление сметы расходов, позволяющей оценить рентабельность каждого предлагаемого мероприятия.
Ø Создание механизма контроля за расходами и их эффективностью с помощью периодических встреч с исполнительным руководством компании.
Ø Составление чрезвычайного плана, предусматривающего меры, которые необходимо принять при непредвиденных ситуациях (целью стратегического плана является сохранение либо улучшение имиджа, который отвечает интересам компании, а также добиться абсолютного доверия к ней).
3. Изучить возможную кризисную ситуацию и приступить к работе.