Кризис — это свойство любой живой системы и рыночной экономики в частности. Если под кризисом понимать прекращение нормального процесса, возникновений событий, ставящих под угрозу стабильность компании и несущих негативные последствия для ее репутации, то можно считать, что вся деятельность коммерческих структур строится в постоянном преодолении предкризисных ситуаций. Ведь рынок — это конкуренция, содержащая целый пакет постоянных угроз. С практической точки зрения любой кризис ведет к общему росту напряженности в компании, попаданию под пристальный взор СМИ, госорганов, нарушению нормального функционирования бизнеса, нанесению ущерба имиджу и нарушению финансово-экономических показателей.
Черты любого кризиса, которые и обусловливают специфику антикризисного PR,- это внезапность, недостаток информации, ускоренное развитие событий, потеря управления и контроля, усиление внимания к компании, появление панических слухов.
Природа кризисов разнообразна. По происхождению они бывают: природные (землетрясения, ураганы, засухи, эпидемии), техногенные (взрывы, пожары), финансовые (рейдерство, банкротства, кризис платежей), а также преднамеренные (акты терроризма, разглашение секретов, умышленные слухи) и непреднамеренные (аварии).
По времени кризис может бытьвнезапный или циклический, затяжной, острый или латентный.
По силе — разрушительные (катастрофические последствия — жертвы и разрушения) и неразрушительные (финансовые, репутационные). Кризисы могут быть прогнозируемые и неожиданные, глобальные и затрагивающие только одну компанию.
Кризис-менеджмент — это искусство овладения сложной ситуацией, устранение большей степени риска и неопределенности, позволяющее подчинить своей воле большинство нежелательных процессов и взять под контроль все происходящее.