«У каждого объекта, воспринимаемого человеком, есть “окраска”, имя, имидж. Объектов без имиджа не существует. Ибо его отсутствие – тоже имидж, но скорее всего, вызывающий настороженную реакцию у окружающих»[8].
Corporate identity, т. е. фирменный стиль, – визуально-информа-
ционная система, включающая логотип, шрифт, цвет, изображения и прочие элементы, с помощью которых компания подчеркивает свою уникальность. Это совокупность приемов, обеспечивающих единый имидж всем изделиям фирмы и мероприятиям, улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности.
Внешнее проявление корпоративных стандартов обеспечивает использование фирменного стиля. Визуальный (зрительный) облик – это представление физического воплощения и деятельности организации для зрительного восприятия, которое лучше запоминается и дольше хранится в памяти людей: логотип, шрифт, цветовая гамма, фото, плакаты, деловые награды, бланки документации, служебные вывески, таблички, интерьер помещений и рабочих мест, архитектурный дизайн, а также внешний облик, поведение персонала, корпоративная символика и ритуалы.
С помощью фирменного стиля клиенты получают возможность идентифицировать компанию, ее товары и услуги. Фирменный стиль стал одним из главных рекламных и маркетинговых инструментов любой современной организации. Соблюдение компанией фирменного стиля положительно сказывается на доверии клиентов и партнеров, в то время как отсутствие фирменного стиля воспринимается как дурной тон и не соответствует требованиям делового этикета.
Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Еще в древности искусные мастера помечали свою продукцию личным клеймом, которое условно можно трактовать как логотип. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот. Латинский эквивалент слову тавро – brand, используется ныне для обозначения одного из ключевых понятий маркетинга.
Первое, с чем мы встречаемся при посещении любого предприятия, – это внешний вид здания и его внутренняя отделка. Эта «упаковка» создает первое, наиболее сильное впечатление, формирующее мнение о фирме, ее репутацию.
Элементами фирменного стиля являются:
· логотип / товарный знак;
· фирменные цвета и шрифты;
· визитная карточка;
· фирменный бланк для документов;
· конверт;
· папка для документов;
· листовка/ буклет/ брошюра;
· мультимедиа-презентация;
· полиграфия
корпоративных информационных материалов;
· сувенирные и рекламные материалы (календари, футболки, пакеты, кружки, рекламные вывески и пр.);
· фирменный сайт.