Назначение отдела по связям с общественностью должно соответствовать целям деятельности всего предприятия и способствовать их наиболее полной, своевременной и качественной реализации. Такой целью в общем случае является приобретение преимущества особого рода. И это преимущество большинство авторов обозначает как паблицитный капитал. По определению одного из наиболее авторитетных специалистов в области PR М. Шишкиной, "паблицитный капитал — это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. Этот вид капитала… представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, и сущность его связана с самовозрастанием стоимости за счет использования потребительской стоимости, заключенной в собственности".
Если говорить о том, в каких отраслях наиболее востребованы PR-структуры, приоритеты можно расставить следующим образом: потребительский рынок, нефтегазовый сектор, инвестиционно-банковская сфера, крупные промышленно-производственные структуры, телекоммуникации и розничная торговля. Полнота реализации назначения отдела по связям с общественностью определяется эффективной организацией его деятельности, и в частности, четким и ясным пониманием его функций и задач.
Целью деятельности отдела по связям с общественностью является ведение соответствующей работы в полном соответствии с планами деятельности предприятия. Для реализации цели своего предназначения отдел по связям с общественностью решает следующие основные задачи: маркетинговую, организационную, коммуникационную, исследовательскую, творческую, аналитическую и производственную. Перечень функциональных обязанностей PR-подразделений, связанных с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаков в разных компаниях, однако существует определенный набор стандартных функций. Перечислим их.
·
Определение общей PR-политики.
· Подготовка заявлений корпорации.
· Паблисити для корпорации в целом.
· Паблисити продукции корпорации.
· Связи с государственными органами.
· Связи с местным населением.
· Связи с клиентами.
· Институциональная реклама.
· Донорская деятельность корпорации.
· Печатные органы для персонала компании.
· Прием гостей.
· Координация и интегрирование всех направлений PR-работы компании в целом и ее отдельных подразделений.
· Организация и выполнение учебных и специальных образовательных программ.
В той или иной мере они присутствуют в PR-отделах. Эффективность деятельности отдела по связям с общественностью во многом зависит и от того, насколько соответствует его структура и состав поставленным задачам. Ю.М. Демин в работе "Бизнес PR" предлагает следующий "классический" вариант организационной структуры отдела по связям с общественностью, который логически вытекает из содержания рассмотренных ранее функций (см. рис. 1). Хотя, естественно, в каждом предприятии будет создана собственная модель в зависимости от поставленных задач, реализуемых программ. Структуры отделов по связям с общественностью разных предприятий могут существенно отличаться друг от друга. По нашим наблюдениям, наиболее эффективен состав из четыре специалистов, способных полностью реализовать PR средней компании: начальник отдела, специалисты по внутренним коммуникациям и по внешним коммуникациям, дизайнер-верстальщик.
Рис. 1. Организационная структура отдела по связям с общественностью