1.Если сообщение адресовано человеку как экономическому субъекту, – это реклама.
2. Основной механизм рекламы – это платное использование информационных каналов для размещения послания, адресованного клиентам. Задача PR-специалиста – добиться, чтобы исходящая от клиента информация размещалась за счет актуальности как для журналистов, так и для их аудитории: читателей, зрителей и слушателей.
3. Реклама имеет формальные признаки и регулируется специальным законом, а связи с общественностью формализованы гораздо меньше.
4. Реклама прямо ориентирована на конкретный результат, а PR – на создание косвенных благоприятных условий для его достижения.
5. Реклама – это ограниченная во времени и объеме кампания, результат которой может быть просчитан в рублях, а PR ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера, и более сложно оценивается.
PR более похож на пропаганду?
В общем, да, если сообщение направлено человеку общественному – это либо пропаганда, либо public relations, здесь главные отличия по целям и методам воздействия. Наиболее четко отличия описал Г. Тульчинский.
PR | Пропаганда |
Направлен на достижение социальной гармонии в обществе | Выражает интересы определенной группы людей, партии |
Общество открыто обсуждает идеи и признает их пользу | Побуждает к выгодному авторам действию на основе формирования определенных убеждений |
Этичность морали, приоритет общечеловеческих ценностей | Двойная мораль, приоритет личной выгоды |
Через открытое обсуждение проблем в обществе на конкурентных площадках | Информация распространяется монопольно, как единственное средство решения проблемы |
Возможны альтернативные концепции, привлечение разных групп авторов | Концепции созданы в небольшой авторитарной группе |
Не говорить неправды, объективность достоинств | Подчеркивается исключительность объекта |