1. С руководством фирмы:
· определение «миссии фирмы» – декларируемой социальной цели;
· разработка взаимосогласованных имиджей руководства, фирмы в целом, ее товаров и услуг;
· подготовка выступлений руководства на переговорах, в СМИ;
· оформление контактов руководства с властями, партнерами, общественными организациями;
· организация презентаций, встреч, выставок, семинаров, пресс-конференций и т.п.;
· прогнозирование кризисов и планирование противоаварийных мер;
· участие в определении бюджета на PR;
· оценка имиджа, товарного знака и т.п. как нематериальных активов.
2. С конкурентами:
· ведение картотеки удачных и неудачных реклам, PR-акций как своей фирмы, так и ее конкурентов;
· привлечение законными способами клиентов конкурентов.
3. С сотрудниками фирмы:
· участие в подборе персонала, непосредственно работающего с клиентами;
· тренинг персонала для эффективной коммуникации с клиентами и партнерами;
· разработка и выполнение «фирменных стандартов»;
· проведение в жизнь лозунга «За имидж фирмы отвечают все сотрудники», а не только PR-отдел;
· исключение бесконтрольного общения с прессой сотрудников фирмы без участия представителя службы PR по вопросам деятельности фирмы;
· проведение внутрифирменных конкурсов на «лучшую рекламную идею», «лучшего менеджера» и т.п.;
· подготовка почвы для лучшего восприятия приказов и распоряжений руководства;
· разъяснительная работа при новых назначениях и увольнениях;
· планирование участия фирмы в профессиональных выставках и конкурсах;
· сбор и хранение материалов по истории фирмы, предотвращение ложных слухов и т.п.;
· согласование любой документации, ориентированной на массового клиента.
4. С клиентами:
· исследование восприятия продукции клиентами;
· позиционирование товаров и услуг для клиентов;
· коррекция отрицательных стереотипов клиентов;
· мягкое отсечение ненужных клиентов;
· проведение мероприятий по привлечению новых и удержанию старых клиентов;
· подготовка почвы при объявлении об увеличении цен, финансовых убытках, задержке выплаты дивидендов, и т.п.
5. С партнерами:
· разъяснение долговременных целей и политики фирмы;
· рассеивание неверных представлений или опасений, коррекция отрицательных стереотипов;
· прицельная работа по формированию имиджа фирмы с «лидерами мнений»;
· получение кредита доверия фирмы у властей, партнеров.
6. С прессой:
· отслеживание графика выхода в свет рекламы;
· предотвращение конфликтов с прессой;
· оперативная реакция (т.е. контрреклама) на появление компрометирующих материалов в прессе.
Как видим, функции специалиста PR могут быть весьма разноплановыми: управленческими, исследовательскими, коммуникаторскими, журналистскими, организаторскими и т.д. Именно в этом – основная сложность профессии.
А что нельзя делать?
С. Блэк приводит список «смертных грехов», которых следует избегать всем, кто хочет достичь успеха в сфере PR. Перечислим их.
1. Никогда не говорите о PR как о божке.
2. Не пытайтесь создавать рекламу самому себе.
3. Никогда не извиняйтесь за высказывания ваших начальников.
4. Никогда не разговаривайте снисходительно с представителями СМИ.
5. Никогда не отождествляйте отношения с прессой и отношения с общественностью.
6. Никогда не думайте об отношениях с общественностью как о части маркетинга.