Однако летом 1990г. обстановка изменилась. Вопрос о суверенизации России был поставлен Ельциным и его товарищами уже во второй половине 1989 г. Тому были объективные предпосылки: выяснилось, что Россия (за пределами Москвы и Ленинграда) живет гораздо хуже, чем «угнетаемые» национальные окраины. В России на общесоюзные нужды изымалась явно большая часть национального дохода, чем в других республиках. 12 июня 1990 г. подавляющее большинство делегатов I Съезда народных депутатов РСФСР приняло Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации было записано верховенство республиканских законов в случае противоречия их с союзными. Проблема заключалась в том, что по Конституции, за каждой республикой сохранялось право выхода из Союза, а значит, принятое решение не было антиконституционным. Сложилось двоевластие – РСФСР против СССР. В следующие месяцы Ельцин попытался закрепить достигнутое проведением независимой политики в области экономики. Была оговорена самостоятельность внешнеэкономической деятельности РСФСР. Объявлялась монополия РСФСР на свои природные богатства. Собственностью России объявлялись расположенные на ее территории подразделения банков СССР. Все налоги, собираемые на территории РСФСР, стали поступать в местный бюджет, из которого союзному центру передавалось лишь столько, сколько считал нужным Верховный Совет РСФСР. Суверенизация России не ограничивалась экономикой и распространялась на другие государственные учреждения (в частности, в России появился свой КГБ).
Тогда же, осенью, российское правительство приняло программу «500 дней». Еще с августа ее разрабатывала группа экономистов под руководством академика С. С. Шаталина с участием молодого экономиста Г. А. Явлинского. Программа «500 дней» предусматривала полную либерализацию экономики вплоть до создания лишь экономического союза независимых государств. Существенно и то, что срок воплощения этой программы был в несколько раз короче сроков аналогичной общесоюзной программы, разработанной академиком Л. И. Абалкиным (6–8 лет). С помощью ряда законов в конце 1990 – начале 1991 гг. российское правительство закрепило наличие разных форм собственности (не только государственной), приватизацию государственных предприятий, привлечение иностранного капитала.