Результаты реформы оказались менее благоприятными, чем ожидалось. Хотя госзаказ в 1988 г. достиг 85 % продукции госпредприятий, директора требовали его увеличения. Связи между предприятиями помимо государства налаживались недостаточно быстро, причем носили в основном бартерный характер. Бартер – безденежный обмен товара на товар – свидетельствует о низкой ликвидности этого товара, а значит (каковы бы ни были причины этого), о нездоровой экономике. При этом введение хозрасчета сочеталось с сохранением государственного регулирования цен. Как и раньше, цену товара определял директор предприятия. Но эта цена должна была получить утверждение в Госкомитете цен. Будучи раз установленной, цена практически не подлежала изменению. Чтобы повысить цену на товар, надо было как-то его изменить (например, добавить рубашке карман на спину). Такого рода повышение цен действительно имело место. В то же время товары, которые невозможно «усовершенствовать», могли измениться в цене только с согласия правительства. Согласия не поступало, цены оставались прежними, дефициты обострялись. При этом более 30 % предприятий в 1988 г. убыточные. Однако их формальное банкротство означало бы взрыв безработицы, поэтому государственная поддержка сохранялась. Рабочее самоуправление не всегда помогало выбрать наиболее квалифицированное управление, поскольку народ выбирал тех, кто обещал наиболее льготные условия.
Вам также может быть интересно