1. Конфликт и консенсус: основные подходы к пониманию социального конфликта в классических социологических теориях.
2. Интерпретация причин, функций и субъектов социального конфликта в современных социологических теориях.
3. Динамика и способы урегулирования социальных конфликтов.
4. Социальный конфликт в современном российском обществе.
Цель семинарского занятия – определить место социального конфликта в обществе. Что такое конфликт? Что несет он обществу: крах или обновление? Для ответа на первый вопрос рекомендуем остановиться на особенностях взглядов на конфликт К. Маркса, Г. Зиммеля, З. Фрейда, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, рассмотрев позитивный и негативный оценочный подход к пониманию сути социального конфликта и консенсуса. Во втором вопросе следует сосредоточиться на структуре социального конфликта и описать ее основные компоненты опираясь на теории современных социологов. Рекомендуем обратить внимание на взгляды Л. Козера, Р. Дарендорфа, сторонников социально-психологического традиции в интерпретации социального конфликта, например, К. Боулдинга, Х. Корнелиуса, Дж. Бертона, современных российских социологов.
При ответе на третий вопрос необходимо остановиться на основных этапах развития конфликта и способах разрешения конфликта. Рекомендуем обратить внимание на момент вхождения в конфликт (когда мы можем утверждать, что конфликт уже существует?), поведение сторон в конфликте, момент завершения (всегда ли прекращение инцидента, есть прекращение конфликта?) и каковы оптимальные способы его разрешения. Четвертый вопрос
включает в себя классификацию, характеристику основных видов социальных конфликтов в современном российском обществе на макро- и микроуровнях, анализ их исторических и социальных предпосылок.