1. Социальный институт как социологическая категория.
2. Социология семьи.
3. Социология религии.
4. Социология науки и образования.
5. Социология культуры.
Цель занятия: выявить сущность понятия "социальный институт", а также подходы, принципы и методы изучения основных социальных институтов: семьи, религии, образования, культуры.
При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности, виды и функции социальных институтов. При этом важно охарактеризовать такой феномен, как дисфункция социального института.
При рассмотрении второго вопроса следует дать определение таких понятий, как семья, брак, рассмотреть возникновение и развитие семейно-брачных отношений в обществе. Учащимся необходимо знать виды и функции семьи, такие, как репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, духовного общения, социально-статусная, и другие. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.
При знакомстве с проблемами религии, следует дать определение данного понятия и обратиться к классическим исследованиям этой проблемы – трудам М. Вебера и Э. Дюркгейма. Важно проследить закономерности формирования религии как социального института.
Последний вопрос семинарского занятия посвящен раскрытию содержания понятия "культура". При этом следует дать определение данного понятия, охарактеризовать структуру культуры, обратиться к рассмотрению проблем происхождения, развития и распространения культуры. Студентам необходимо знать такие понятия, как норма, обычай, закон, субкультура, контркультура, элита.