1. С чем связано осознание опасности технического развития:
а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;
б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;
в) все перечисленное?
2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова:
а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;
б) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальная динамика;
в) все перечисленное?
3. Какой аспект техники изучают технические науки:
а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;
б) инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;
в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек»?
4. Какой аспект техники изучает культурология:
а) «техника – социокультурный мир»;
б) «техника – социальное бытие»;
в) «техника – человек»?
5. Кто из исследователей в своей работе «Основы философии техники» проложил начало исследованию техники как особой области философского знания:
а) К. Ясперс;
б) К. Маркс;
в) Э. Капп?
6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства:
а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет;
б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;
в) Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд?
7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана, одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале XX в.:
а) А.Н. Туполев;
б) П.К Энгельмейер;
в) П.Л. Чебышев?
8. В чем заключаются социокультурные черты техники:
а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;
б) она есть средство, изменяющее самого человека;
в) все перечисленное?
9. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как:
а) объект, знание, процесс изобретения;
б) искусность и мастерство;
в) расширение человеческих возможностей.
10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков:
а) техника как социокультурная ценность;
б) техника как степень совершенства способа деятельности;
в) техника как степень развития человека?
11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил:
а) натуралистический;
б) волевой;
в) рациональный?
12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:
а) инженерия представляет один из инстинктов человека;
б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;
в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.
13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники:
а) человек – существо разумное (Ноmо Sарiens), преобразующее (Homo Faber);
б) информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;
в) все перечисленное?
14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники:
а) техника возникает на фоне общего социокультурного развития;
б) техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;
в) все перечисленное?
15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и техники в античную эпоху:
а) техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;
б) техника стояла выше науки;
в) наука и техника не пересекались?
16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику:
а) как противостояние природе;
б) как продолжение природы;
в) как нечто, существующее независимо от природы?
17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью:
а) в возникновении позитивных личностных качеств: предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;
б) в возникновении негативных личностных качеств: холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;
в) все перечисленное?
18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами:
а) Ю. Лотман;
б) X. Ортега-и-Гассет;
в) А. Гелен?
19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:
а) эволюция техники не зависит от социальных и политических систем и других социокультурных оснований;
б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;
в) все перечисленное.
20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта:
а) человек – природа;
б) человек – техника;
в) человек – культура?