Наука, техника и технология в современном мире представляют собой комплекс взаимодействующих факторов, определяющих основные тенденции развития человечества. Ознакомление студентов технического вуза с радикально и быстро меняющимися под воздействием этих факторов социокультурными параметрами человеческой жизнедеятельности является, на наш взгляд, одним из необходимейших условий успешной работы выпускников нашего университета.
Один из важнейших процессов этого взаимодействия – трансформация связей между наукой и техникой. Современная наука из системы отвлеченного, незаинтересованного, абстрактного знания о мире превратилась в поставщика идей для развития техники. Изменение типа взаимодействия привело к появлению новой сферы применения научных знаний, т. е. к рационализации производства на основе выявленных в ходе исследований эмпирических закономерностей и теоретических моделей. Новые технологии стали символом технического прогресса.
Способы преобразования вещества, энергии и информации, разработанные для производственных целей, в наше время стали применяться в социальной сфере: в политике, экономике, здравоохранении, образовании и других областях человеческой деятельности для регулирования и управления этими процессами. Решение новых проблем сегодня переводится в поле технологических приемов, позволяющих получить желаемый результат с наименьшими затратами средств и времени.
Конечно, авторы отдают себе отчет, что в небольшом по объему курсе невозможно подробно изучить упомянутые процессы. Наиболее существенным результатом предлагаемого курса следует считать усвоение базовых представлений и теоретических понятий. Эти первоначальные сведения по методологии науки и техники, дополненные на практических занятиях (семинарах) анализом конкретных научных открытий, технических изобретений и технологических разработок, дадут возможность продолжить изучение описанных процессов и будут способствовать появлению интереса к самостоятельной работе у студентов.
Многолетний опыт преподавания курса показал, что студенты очень охотно берутся за подготовку докладов и сообщений на семинарских занятиях по сюжетам из истории отдельных наук (математики, физики, биофизики, химии, радиоэлектроники, информатики и т. д.) и, особенно, из истории различных видов техники (авиации, подводного флота, ракетостроения, вычислительной техники, радиотехники и т. д.), а также из истории отдельных устройств и приборов (компаса, часов, граммофона, радио, телевизора, ксерокса, мобильного телефона и т. п.). Студенты при этом приобретают навыки работы с первоисточниками, у них формируется устойчивый интерес к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Спецкурс «Наука и техника в системе культуры» рассчитан на 16 лекционных часов и 18 часов практических занятий в форме семинаров. Изучение курса предполагает внимательное прослушивание лекций, активное участие в семинарах, САР (не менее 36 часов), в том числе самостоятельную работу с первоисточниками, оригинальными текстами и другой литературой по предмету. Одна из форм САР студентов – это подготовка рефератов или докладов. Предусмотрена также итоговая аттестация по принятым в НГТУ правилам.