1. Приведите научный термин, который используется для обозначения изменений в соотношении духовной (религиозной) и светской (мирской) культур в России в XVII–XVIII вв.:
а) секуляризация;
б) инкультурация;
в) ассимиляция.
2. Одним из результатов правления Петра I явилась переориентация русской культуры на:
а) Византию;
б) Северную Америку;
в) Европу;
г) Китай.
3. Петербург стал столицей и символом России Нового времени. Укажите год его основания.
а) 1650 г.;
б) 1703 г.;
в) 1753 г.
4. Из перечисленных ниже явлений культурной жизни выберите те, которые были характерны для России XVIII в.:
а) рационализм, повышение роли научного знания и распространение идей Просвещения;
б) уменьшение роли религии и церкви в общественно-политической, экономической, культурной и частной жизни;
в) формирование тоталитарной культуры;
г) распространение европейских художественных стилей;
д) начало формирования системы светского образования.
5. В царствование Екатерины II была предпринята попытка создать систему образования, призванную воспитать «породу людей», полезных государству. Для дворян были созданы государственные, светские, закрытые учебные заведения. Какие из перечисленных учебных заведений соответствовали этим требованиям?
а) Смольный институт благородных девиц;
б) Петербургская консерватория;
в) закрытые кадетские корпуса;
г) Академия художеств.
6. Кто из перечисленных архитекторов и скульпторов не работал в России?
а) В. Растрелли;
б) К. Росси;
в) А. Палладио;
г) Э. Фальконе.
7. Из предложенных вариантов выберите причины особого влияния литературы, так называемого «литературоцентризма», на культурную жизнь России в XIX веке:
а) появление значительного числа литераторов (критиков, писателей, поэтов, драматургов);
б) деятельность Н.А. Некрасова по выпуску журнала «Современник»;
в) открытие Литературного института;
г) уважительное отношение к печатному слову, пишущим людям, признание за поэтами права «глаголом жечь сердца людей»;
д) земская реформа 1860-х годов;
е) распространенная точка зрения русской интеллигенции, считающей, что литератор обязан занимать определенную гражданскую позицию и выражать ее в художественных произведениях.
8. Соотнесите названия произведений с авторами:
1) «Очерки по истории русской культуры»; 2) пьесы «Бесприданница», «Бедность не порок»; 3) оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)»; 4) картина «Последний день Помпеи»; 5) оперы «Снегурочка», «Садко»; 6) повесть «Бедная Лиза»; 7) картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге»;
«Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»;
9) картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; 10) балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
а) П. Чайковский; б) А.Н. Островский; в) Н. Римский-Корсаков;
г) П.Н. Милюков; д) К. Брюллов; е) И. Репин; ж) Н. Бердяев; з) Н. Ка-рамзин; и) М. Глинка; к) В. Суриков.
9. Назовите направление русской общественной мысли, представители которого исходили из приоритета национального своеобразия, особой миссии России, призывали вернуться к культуре допетровской Руси.
а) западники;
б) евразийцы;
в) славянофилы.
10. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования.
К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?
а) символизм;
б) супрематизм;
в) постимпрессионизм;
г) социалистический реализм.
11. Что подразумевалось под «культурной революцией» в СССР?
а) снос зданий старых театров и библиотек и построение новых;
б) ликвидация безграмотности, увеличение объёмов книгопечатания, расширение сети домов культуры и клубов;
в) свобода мысли и слова в литературе, философии.
12. Какие эпитеты не подходят к советской культуре 1920–1950-х годов?
а) тоталитарная;
б) буржуазная;
в) массовая;
г) традиционная;
д) пролетарская.