Темы лекционных занятий

Тема 1. Предмет курса (определение понятия «культура»)

Место культурологии среди других гуманитарных и социальных дисциплин: истории, философии, психологии, социологии, антропологии. Многообразие определений культуры. Культура – ценностно-ори-ентированные способы и средства специфической человеческой деятельности. Символический характер культуры. Эволюция термина «культура».

Тема 2. Основные культурологические теории

Концепции происхождения и сущности культуры европейских просветителей (И.Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Марксистско-ленинская («трудовая») культурологическая теория. Психологические учения о культуре (З. Фрейд, К. Юнг). Структурная антропология К. Леви-Стросса. Концепции культурологической типологии Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби.

Тема 3. Системные характеристики культуры

Структура культуры: материальная и духовная культуры, основные элементы духовной культуры, их специфика и взаимодействие. Субкультуры. «Органичность» культуры. Антропологическое измерение культуры. Функции культуры: адаптивная, коммуникативная, информационная, регулятивная (нормативная). Культурная динамика.

Тема 4. Культура и цивилизация

Возникновение понятия «цивилизация». Цивилизация как синоним культуры. Цивилизация как ступень социально-культурного развития. Понимание цивилизации как локальной культуры. отождествление цивилизации с частью элементов культуры. О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии культуры.

Тема 5. Религия и мораль как явления культуры

Основные типологии религиозных явлений. Политеизм и монотеизм. «Мировые» религии. Структура и функции религиозных систем. Влияние религии на духовную культуру и социальную жизнь. Современная религиозная ситуация. Происхождение понятий «мораль» и «этика». Структура и функционирование морали. Этические учения: «природные» («натуральные»), гетерономные и автономные этики. Учение о морали И. Канта.

Тема 6. Социально-культурные характеристики науки и техники

Познание и его роль в культуре. Основные этапы развития знания и его формы. Особенности рационального типа знания. Наука как специализированная деятельность по получению знания. Основные этапы развития европейского научного знания. Научные парадигмы и научные революции. Генетическая связь культуры с материальным производством. Сциентизм и технократизм.

Добавить комментарий