Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в форме реферата. Слово «реферат» происходит от латинского «refero», что означает «пересказывать, воспроизводить, докладывать». Под рефератом понимается краткое изложение информации, обзор материала по культурологической проблематике. Основная цель написания реферата – показать, как студентом осмыслена выбранная тема. Существуют также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике поиска, анализа, обобщения информации и проверка знаний студента. Применение реферативного метода помогает студенту анализировать ту или иную проблему, вырабатывать критический подход к взглядам изучаемых авторов и формулировать собственные суждения, а также способствует приобретению навыков работы с текстом.
Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:
– выбор темы реферата;
– изучение информации, имеющейся в литературе и в ресурсах Интернета;
– сбор и обобщение материала;
– составление плана реферата;
– написание реферата;
– устная защита реферата.
Реферирование предполагает, главным образом, изложение точек зрения, выводов, уже сделанных исследователями, однако студенту необходимо высказывать и своё мнение по освещаемому вопросу, хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть использовано и аргументировано впоследствии. В любом случае реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме. Именно этот аспект работы позволяет назвать реферат элементарным видом научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, студенческий реферат по культурологии представляет собой письменную работу на выбранную тему, подготовленную на основе изучения учебников, справочной литературы, монографий, статей, а также отображающую личную точку зрения студента по данной проблематике.