Вторая половина XIX в. – время расцвета русского изобразительного искусства. Интенсивно развиваются все жанры искусства: портрет, бытовой и батальный жанр, историческая живопись, пейзаж.
Портрет. В портретной живописи второй половине XIX в. наметились два направления.
Первое направление представляли И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов. Особенность его состояла в точном, непреукрашеном изображении лиц.
Представители второго направления К.Е. Маковский и др., стремились к приятности красок, эффективности освещения, к картинности постановки натуры и к красивости в подборе аксессуаров.
Оживление национального чувства, пробуждение сознания собственного достоинства дали мощный импульс развитию бытовой живописи. Жанровым картинам 60-х гг. был присущ обличительный характер, особенно это относится к картинам В.Г. Перова («Сельский крестный ход на пасху», «Монастырская трапеза») и Г.Г. Мясоедова («Земство обедает»).
Батальная живопись второй половины XIX в. характеризуется углубленным психологизмом. Под солдатским мундиром художники-баталисты видели прежде всего человека. Войну все чаще стали изображать как преступное и кровавое дело (В.В. Верещагин «Апофеоз войны»).
Пейзажная живопись второй половины XIX в. связана с именами художников Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, В.О. Поленова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи. Монументально-эпичес-кий пейзаж представлен полотнами И.И. Шишкина («Лесные дали», «Рожь», «Корабельная роща»), лирический пейзаж разрабатывается И.И. Левитаном («Вечерний звон») и др.
Историческая живопись во второй половине XIX в. делает решительный поворот к историческому прошлому своего народа. Это работы И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Н.Н. Ге «Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея») и др.