В общем смысле реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это: 1) доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и других источников (иначе говоря, реферат-творческая работа); 2) изложение содержания научной работы, статьи, книги*. Учебный реферат понимается как учебно-исследовательская работа студента, направленная на углубленное изучение им определенной темы. В отличие от научной работы, реферат не требует постановки эксперимента и обобщения его результатов.
Реферат-творческая работа
предполагает детальное осмысление избранной тематики, изучение исследовательской литературы, посвященной поставленной проблеме, а также работу с историческими источниками.
Во введении
объясняется выбор темы и обосновывается ее актуальность. Важный элемент введения – степень исследованности темы. Желательно в хронологической последовательности охарактеризовать достижения исследователей по данному вопросу. Из этого элемента введения следует постановка цели и задач
работы. Целеполагание помогает структурировать текст и дает возможность прогнозировать результаты. Цель лучше формулировать существительным, используя такие слова, как выявление, определение, выяснение и т. п. Задачи – это вопросы, путем ответов на которые достигается цель работы. Задачи формулируются путем использования глаголов, например: выяснить, охарактеризовать, определить, проанализировать, сравнить, проследить и т. д.
Основная часть структурируется в соответствии с поставленными задачами. В идеале количество глав равно количеству задач. Каждая глава разрешает одну или несколько задач. Если в главе получат отражение насколько задач, ее целесообразно разделить на параграфы.
Заключение подразумевает подведение основных итогов работы. Ответы должны быть сформулированы в виде выводов, полученных в процессе выполнения работы.
Реферативный обзор
предполагает краткое изложение основных идей монографии, изученной в процессе работы (или цикла статей). Желательно при этом подчеркнуть то новое, что внес автор в освещение темы, принципиальные отличия его позиции от мнений других специалистов. Студент должен сформулировать свое отношение к изученной работе, показать понимание ее значения для изучения истории.
Предлагается два списка тем рефератов. В один включены творческие работы, в другой – реферативные обзоры. Из двух предложенных списков необходимо выбрать одну тему (творческая работа или реферативный обзор), в течение учебного семестра выполнить по ней самостоятельное исследование и защитить его у преподавателя дисциплины.