Ислам – самая молодая из мировых религий. Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед, который родился в Мекке в 570 г. (умер в 632 г.). Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата. Примерно в то же время в исламе произошло формирование двух основных течений – суннизма и шиизма.
По различным оценкам, от 400 до 700 млн. человек исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха», – свидетельство (шахаду), характерное исключительно для представителей ислама. Аллах – имя Бога мусульман, не поддающееся буквальному переводу. Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», «служение». Ислам часто называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»). Покоряется мусульманин воле Аллаха, открытой людям через Мухаммеда
Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела «Коран» – священное писание мусульман. Мусульмане признают часть Библии (закон Моисея, псалмы Давида и Инжил (т.е. Новый Завет)), но считают, что откровение Мухаммеда превосходит и вбирает в себя все предыдущие откровения. В случаях противоречия Корана Библии за истинное принимается изложение Корана.
Коран состоит из 114 откровений (сур). Суры расположены в порядке возрастания их длины, причем хронологическая последовательность событий, описываемых в Коране, не соблюдается. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова «сунна»). В частности, к ним относятся около 90 % мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов.
Другое крупное течение ислама – шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране (около 93 %).
Еще одно течение – ахмадие. Образовалось оно в 1900 г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против «неверных».
В Америке ахмадии часто пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов.
Существуют в исламе и секты. Она из них носит название «Суфии». Члены этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму.
Для мусульман единственным истинным Богом является
Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам – не только религия, но и образ жизни. В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:
1) в единого Бога; 2) в посланничество Мухаммеда и Писания
(в Коране перечисляются пять пророков-посланников: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса), Мухаммед);
3) вера в ангелов; 4) в воскресение после смерти и в судный день.
Обязательны для мусульманина так же следующие пять «столпов веры»:
· чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а
Мухаммед – пророк Аллаха»);
· пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые по-арабски стоя на коленях с поклонами в сторону Мекки;
· соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката (однако после захода солнца разрешается вкушать пищу без каких бы то ни было ограничений, что на практике приводит к организации большинством мусульман обильных ночных пиршеств);
· паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
· пожертвования нуждающимся и на нужды духовенства до 1/40 своих доходов (что носит, в основном, скорее рекомендательный характер
Считается, что при соблюдении этих и других заповедей Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей. В отличие от христианского понимания бог ислама – бог воздаяния за дела, бог-судья.
В прежние времена непременным условием веры было ведение священной войны («джихад»), и ранние мусульмане считали своим долгом убить хотя бы одного «неверного». Современный ислам более умерен, хотя некоторые шииты поговаривают о необходимости восстановления «джихада» как неотъемлемой части ислама.
Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Большинство мусульман считает, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на небо живым.
Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными священнослужителями, выбираемыми или назначаемыми светской властью. Это – муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам ответствен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же – хранитель печати. Ближайшие помощники его – наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети для решения административных вопросов образуется коллегиальное собрание.
К октябрю 1917 г. в России действовало около 30 000 мечетей. С середины 20-х гг. советская власть переходит к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры: насильственно насаждается атеизм, уничтожаются книги, написанные на арабском языке, вводится латиница, а затем кириллица. Всего в годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тыс. мусульманских священнослужителей – почти вся исламская духовная элита.
Некоторые изменения в религиозной политике властей произошли во время Второй мировой войны, когда с разрешения властей воссоздаются четыре независимых региональных Духовных управления мусульман (на территории РСФСР – в Махачкале и Уфе). В 1948 г. действовало около 400 мечетей, а в 1968 г. – около 300. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне рамок законодательства.
В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек на Северном Кавказе, в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Марийской республике, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Екатеринбургской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде городов Сибири и т.д. Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 1996 г. в России было зарегистрировано 43 Духовных управления мусульман и около 2350 мечетей.
Вместе с тем, некоторые исламские лидеры, озабоченные растущей разобщенностью Духовных управлений, выдвигают предложение учредить Совет муфтиев России или иной координационный орган. Духовные управления мусульман осуществляют издательскую деятельность: выпускают Коран и другие книги, журналы, календари, альбомы и буклеты. Более активную религиозно-просветительскую работу среди населения стали вести и мечети. В последнее время было издано значительное количество брошюр религиозного содержания. В крупных городах открыты специализированные магазины, где продается религиозная литература – местная и привезенная из Афганистана, Турции, арабских стран. Проповедническая деятельность ведется на радио и телевидении.