Христианство

Христианство появилось в такое время, когда по всему миру завершилось религиозное самоопределение народов, а в ближайшем к Палестине греко-римском мире была произведена работа по ознакомлению всех язычников с ветхозаветным Откровением. Поэтому когда раздалась проповедь христианства, одна часть израильтян и язычников откликнулась на Благую Весть. Другая часть отнеслась к Новому Откровению с отрицанием, насмешкой и ненавистью.

Основные положения христианской доктрины можно увидеть во второй части Библии, которая носит название Новый Завет. Он включает в себя 27 книг, являющихся священными для христианства. Это прежде всего четыре Евангелия (греч. – Благая весть), записанные самыми близкими к Христу слушателями – Апостолами. Это Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Затем книга «Деяния Апостолов», автором которой был евангелист Лука. Послания апостолов, основанным ими общинам. И завершает Новый Завет, как и всю Библию, книга «Откровение Иоанна Богослова», более известная как Апокалипсис. Кроме

того, христиане признают в качестве священных и книги Ветхого Завета.

Новое Откровение возвещало великий факт как земного, так и надмирного значения – суть его такова – Царство Божие приблизилось к людям. Не они к нему, а оно к ним. Об этом и проповедовал сам Иисус Христос.

В Ветхом Завете осуществлением Царствия Божия был закон, заповеди, которые были даны Моисею. Бог царствовал во Израиле через данный им закон.

С пришествием Иисуса Христа Бог нисшел к людям, вочеловечился, соединился

с ними, открыл им путь к соединению с Ним, к жизни с Богом.

Таким образом, закон формальный, который был основой Ветхого Завета, должен был исполниться, стать жизненным, обрести полный смысл. Царство Божие, бывшее в Ветхом Завете лишь обещанием, надеждой посредством исполнения заповедей, закона стало отныне доступным людям путем жизни с Христом.

Смысл пришествия Христа заключается в том, чтобы жизнь которой живет Бог, оказалась отныне доступной людям.

То есть сущностью христианства является не учение, не какая то доктрина, не заповеди, не организация, хотя все это имеет место в христианстве.

Центром, основой и истиной христианства является сам Иисус Христос. В этом заключается главное отличие христианства от всех религий мира. В других религиозных доктринах истина отвечает на вопрос «что?» – это какое-то учение, либо формула, либо набор поведенческих характеристик и моральных норм. И только христианство в отношении истины ставит вопрос не «что», а «кто?». Истина в христианстве – сама личность Господа Иисуса Христа.

Христианство исповедует истину как совершенное Богочеловечество, осуществленное в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном (по определению четвертого Вселенского Халкидонского Собора 451 года) соединении Божественного Логоса с человеческой природой в Богочеловеке Иисусе Христе. Христос, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9), есть высшее, доступное человеческому постижению, самооткровение Бога миру, есть Сама Истина: «Я есмь путь и истина и жизнь», ибо «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14,6-7; 9;11).

Таким образом, христианство утверждает, что истина – это не изменчивый тварный мир (включая и человека), не тождество отображения так называемой объективной реальности в сознании человека, не высшая умосозерцаемая идея, не совершенная рациональная модель, не универсальная функция. Она даже не моноличностный Бог-Дух, в силу Божественной трансцендентности принципиально недоступный человеческому познанию.

Познание истины теперь возможно (1Ин. 2,13; 1Кор. 13,12). Знание ее (Его) есть знание Бога, совершаемое всем составом человека, а не одним лишь разумом. И осуществляется оно не в состоянии экстатического растворения в Божестве, или особом переживании своей человеческой сущности, но через особое духовно-телесное единение со Христом в Церкви и в совершенстве личностного раскрытия, когда человек сам становится ее носителем, ее членом, ее участником.

Христианство утверждает, что истина есть Он, Который есть и всегда есть. Постижение истины совершается только через Богоуподобление. Поэтому она не может быть познана на путях научного, философского, эстетического, мистического (оккульт-ного) созерцания.

Что проистекает из такого видения Истины?

Понимание того, что

– истина есть духовное, разумное, благое, личностное Существо, а не человеческое состояние или мысль, логический вывод, теоретическая абстракция, материальный объект… Она – Бытие, а не процесс или результат «умной» человеческой деятельности;

– познание истины осуществляется не одной какой-либо способностью человека (рассудком, чувством), но целостной человеческой личностью, «целостным разумом»;

– познание истины осуществляется на пути правильной (праведной) христианской жизни, постепенно преображающей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. «Душа видит истину Божию по силе жития»;

– только через духовное единение со Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого с человеком организма, а не как чуждого ему объекта исследований, эксперимента и потребления. Такое познание превра-щает человека из алчного и слепого эксплуататора природы в ее любящего и зрячего возделывателя и хранителя;

– настоящая жизнь (земная) является не самодовлеющей ценностью, но преходящей формой бытия личности, необходимым условием самопознания, реализации в этом изменчивом мире своей свободы перед лицом совести, познания своей несамобытности, «ничтойности» без Бога, и через это – признание необходимости Христа;

– это познание Христа-Истины есть совершенное, вечное

благо.

Христианское понимание истины можно выразить и другими, величайшими для христианина словами: «Христос Воскресе!» – поскольку в них заключена бесконечная перспектива жизни и одновременно конкретный и полный ее смысл. Он – в жизни, которая, только будучи вечной, приобретает свой смысл. Эта жизнь есть достижение совершенного познания и совершенной любви, являющейся синонимом Самого Бога, ибо «Бог есть любовь,

и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»

(1 Ин. 4,16). Эта жизнь – невыразимое блаженство: «Не видел того глаз и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).

То есть в христианстве важным является не только то, что говорил Христос, а то, что он сделал. Или по другому, то что говорил Христос важно в силу того, что он сделал.

Главным же делом Христа является Голгофская смерть и Его последующее Воскресение. На Голгофе было побеждено зло в виде человеческой смерти – той болезни, которая тысячелетиями довлела над человечеством. Отныне смерть не имеет власти над людьми. Это не означает, что люди перестали умирать. Смерть окончательно исчезнет только после Парусии – второго пришествия Христа. Смерть теперь перестает быть безысходным вечным уделом ненормального состояния человечества. Бог смерти не сотворил. Смерть явилась следствием желания человека жить и быть как Бог, но без Бога. По христианскому учению это привело к тяжелой духовной болезни всего человеческого рода. Болезни под названием – грех. А грех на уровне физиологии – смерть. Смерть и есть реальный показатель того – что такое человек без Бога. Таким образом, Христос прежде всего Спаситель от самой главной болезни, довлеющей над человечеством – смерти. Тот, кто победил смерть, сможет избавить тех, кто желает пойти за Ним. Именно поэтому Христос, вскоре после воскресения, является не ко своим мучителям с посрамлением последних, а к тем, кто осознает ненормальность своего духовного состояния и ждет, желает и жаждет спасения, к своим ученикам и слушателям. Отныне любой искренно жаждущий спасения может вцепиться в одежды Христа и будет протащен сквозь коридоры смерти к своему нормальному состоянию, для которого и был сотворен Богом человек, т.е. к вечной жизни. А вечная жизнь возможна только с Богом.

То есть все христианское учение можно выразить одной фразой, которая возникла среди древних христианских восточных (православных) богословов. Формула такова – Бог стал

человеком для того, чтобы человек стал Богом.

Добавить комментарий