Уже само название данной доктрины указывает на главный религиозный источник – Библию. А именно первую ее часть – Ветхий Завет. Само название книги Библия ( греч. – книги) указывает на то, что это не одна книга, а сборник книг. Всего книг в Библии 77, из которых 27 приходится на Новый завет, а, следовательно, 50 относятся к Ветхому Завету.
Сам Ветхий завет написан на древнееврейском языке и разделен на три части.
1. Пятикнижие Моисея [Тора – учение (евр.)]. 2. Пророки (Небиим), 3. Писания (Кетувим). ТаНаХ – так на еврейском языке до сих пор называют Библию.
Пятикнижие – главная часть Ветхого Завета состоит из 5-и книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. в них содержатся основные канонические принципы ветхозаветной религии.
Вторая часть – Пророки – состоит из двух разделов: Старшие и младшие пророки. В этих книгах содержатся разные пророчества, которые Бог обращал к израильскому народу. Основная идея пророчеств – предсказания о Мессии – Христе Спасителе. В Ветхом Завете пророческими считаются 19 книг.
Остальные книги относятся к третьему разделу – Писания.
Через все эти разнообразные и разнохарактерные книги проходит одна объединяющая идея – идея монотеизма. Именно эта особенность кардинально отличает ветхозаветную религию от языческих религиозных доктрин. Причем идея единобожия не изначально была присуща древним евреям, а была получена путем явления Бога людям – путем Откровения – той тайны, которую Бог явил людям.
Бог Ветхого Завета носит имя «Сущий» – Тот, Кто есть. По-древнеееврейски Яхве (Иегова) – Я Есть Тот, Кто Я Есть. Его имя нельзя было произносить вслух.
Другой особенностью этой религии было то, что в ответ на откровение люди должны были ответить Богу взаимностью и не уклоняться в язычество.
Основой Пятикнижия и всей ветхозаветной религии явились 10 заповедей, данных Богом Моисею на Синайской горе.
«1. Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй (храни супружескую верность).
8. Не воруй.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его – ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». (Второзаконие, гл. 5., стихи с. 6–21).
Таким образом, мы видим, что стержневым признаком этой религии является ее абсолютный и безусловный монотеизм. Сущность ветхого завета состояла в следующем.
1. В пропитанности всех элементов сознания и быта древних израильтян идеей монотеизма: а) есть только один Бог; б) Он и только Он есть настоящее Бытие; в) все остальное существует только благодаря Ему, а не само по себе.
2. Наличием двух неотъемлемых от первого пункта идей:
а) Учение о Мессии – Спасителе; б) учение о богоизбранности израильского народа.
Ожидание Мессии (от евр.Мошиах – помазанник) является центральным пунктом ветхозаветной религии. В книгах Ветхого Завета он наделяется различными чертами.
1. Царь, 2. Пророк, 3. Первосвященник, 4. Объединяющий все три предыдущих служения.
Но в Библии в полном смысле Он является Тем, Кто должен спасти все человечество, евреев и неевреев от греха, зла, страданий, принести людям полноту истины и устроить вечное Царство Божие, царство всеобщей святости, любви и мира (Книги пророков Исайи, Михея).
Учение об избранности еврейского народа. Оно произошло не в силу какого-то превосходства евреев над другими народами. Дело в том, что религия – это не просто вера, не какая либо отвлеченность, а, прежде всего – образ жизни. А так как образ жизни – это прежде всего культурная жизнь, то Откровение может носить и даже должно иметь национального носителя. Поэтому первоначальным носителем Откровения, осуществителем образа жизни по Откровению, проповедником Откровения прежде всего образом жизни, а затем уже словом, должен был явиться народ, некая коллективность. Таким народом и был избран Израиль. Избран не в смысле выбран, как выбирают товар в супермаркете. Нет. Бог не выбрал, а избрал, т.е. создал Израиль. « Этот народ Я образовал для Себя» ( Исайя,43 глава, 21 стих).
В общекультурном, философском, научном развитии, как свидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих их народов (Египта, Вавилонии, Греции, Индии). У ученых нет сведений о евреях до их появления в Палестине. Вся их история имеет свое основание только в Библии. Таким образом, богоизбранность евреев являлась не следствием какого-то их превосходства над другими народами, расового, интеллектуального, либо культурного. Богоизбранность в данном случае была синонимом созданности. Был создан новый народ, который качественно отличался от других языческих народов отсутствием своей домонотеистической истории, народ, который существует как народ только благодаря верности монотеизму. Т.е. ветхозаветный еврей был евреем не потому что он говорил на древнееврейском языке, а потому что он верил в одного Бога.
Весь контекст Библии говорит о том, что избрание еврейского народа имело такую цель.
1. Сохранение этим народом Откровения о грядущем спасении мира через пришествие Мессии – Спасителя.
2. Подготовка других народов к принятию Спасителя. Как видим, избранничество носило не предпочтительный, а функциональный и, по- видимому, временный характер.
Итак, цель ветхозаветной религии – подготовка народов Земли к принятию Мессии. И в принципе народ Израиля в лице своих лучших представителей с этой миссией справился.
С другой стороны, в еврействе развивалась и противоположное истолкование как Мессии, так и Царствия Божия, в узко национальном смысле. Сохранив идею монотеизма, внутри еврейского народа постепенно вызревала идея национальной исключительности. Царство Божие истолковывалось в смысле царства израильского. Свою вынужденную самоизоляцию с целью пресечения языческих влияний, евреи стали истолковывать в смысле исключения всего остального человечества из Царствия Божия.
Сам приход Мессии стал пониматься как появление духовно-политического вождя, который устроит земное господство евреев над всеми народами, путем создания некоего интернационального государства под владычеством еврейского Мессии, и, следовательно, еврейского народа. Именно такое понимание мессии в конце концов привело большую часть еврейского народа к неприятию, отвержению Иисуса Христа и к его убийству.
Не дождавшись прихода Мессии на рубеже эр, евреи поднимают восстание, терпят поражение и изгоняются из Палестины.
В среде еврейского народа начинают вызревать религиозные доктрины, которые составят фундамент новой религии – Иудаизма.