Итак, мы выяснили, что направлений, к которым можно отнести все религии мира всего два. Эти два направления являются следствием религиозно-мировоззренческих идей, которые были присущи человечеству. Их тоже две.
С одной стороны, у людей возникает мысль о самосущности природы, никем не сотворенной, всегда бывшей и всегда жившей по свойственным ей законам (Язычество: политеизм- пантеизм – атеизм).
С другой стороны, возникает мысль о господстве над миром и всем существующим Высочайшего Сверхтварного Бога, который: а) Сам создал, вызвал из небытия все существующее в мире; б) дал законы бытия; в) предназначил всему известные цели, являясь Творцом и Промыслителем мира и человека.
Эти идеи с незапамятных времен жили в человечестве, живут и до сих пор. Будучи противоположны между собой, они взаимно исключают одна другую и борются между собой с переменным успехом. Человечество не отказалось ни от одной из этих идей и продолжает условно разделяться на две части, примыкая или к первой идее, или ко второй. Едва ли подлежит сомнению, что численный перевес всегда принадлежал той части, которая верила в самобытность природы и не верила в Бога- Создателя (это видно на примере множества религиозных доктрин, которые имеются в язычестве). Такая ситуация объясняется колоссальной сложностью, или практической невозможностью самостоятельно стать сторонником второй группы людей. Именно поэтому понятие Откровения становится здесь центральным пунктом и основой религиозных доктрин.
Что же относится к общеобязательным истинам Монотеизма? Выясним это на примере христианского монотеизма.
1. Исповедание духовного, совершенного, разумного, личного начала – Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего и всегда активно присутствующего в мире.
2. Бог есть изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря которому существуют все формы материального и духовного мира, познанные и не познанные человеком.
3. Бог есть реально существующий, неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека.
4. Аксиомой религиозного учения и опыта является убеждение в том, что человек способен к общению с Богом и совершенной вечной с Ним жизни.
5. Возможность и необходимость духовного единения человека с богом предполагает в монотеизме, с одной стороны, веру в Откровение Бога, с другой стороны – естественность, со стороны человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии.
6. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть не просто существо биологически высшее, но, в первую очередь, духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца
(органа чувств), воли, самой личности, способной вступать в общение с Богом, с духовным миром.
7. Во всех монотеистических религиях содержится развитое учение о загробном, посмертном существовании человека.
8. В христианском Откровении содержится учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность обретает смысл.
Эти признаки можно, с некоторыми оговорками, применить ко всем существующим монотеистическим религиям.