Современная историческая психология развивается в междисциплинарном пространстве психологии, истории, философии, филологии, культурологии и позволяет не только получить общеобразовательные сведения о психике, образах личности, коллективном сознании людей прошлого, но и учит культурно-историческому подходу к современной личности. Сравнительно недавно принятая в корпус учебных дисциплин историческая психология имеет глубокие корни в культуре человекознания, апеллируя прежде всего к гуманитарному самосознанию современной цивилизации.
Цель предлагаемого спецкурса «Историческая психология» заключается в том, чтобы дать слушателям целостное представление как об участии современной психологической науки в познании прошлого (исторический аспект), так и о возможности использования культурно-исторических исследований в понимании социокультурных ориентиров современного общества и человека (социально-психологический и психогенетический аспекты). Методология изучения дисциплины определена междисциплинарными методологическими традициями, прежде всего социокультурологическими (при рассмотрении психологических явлений в обществах исторического прошлого) и психокультурологическими (при рассмотрении случаев индивидуального или коллективного поведения, воссоздании типологической структуры личности); актуальными для методологии исторической психологии считаются также феноменологический и герменевтический методы философии и психоаналитический метод психологии.
В задачи теоретической части спецкурса входят: представление основных направлений исторической психологии; обозначение объектно-предметной сферы, теоретических предпосылок и методологических ресурсов; обсуждение особенностей психолого-исторического понимания психики и личности; краткое рассмотрение ментальных образов отдельных исторических эпох и периодов, представление основных особенностей их психологического склада. В задачи практической части спецкурса (семинарские занятия) входит самостоятельная исследовательская разработка студентами психо- и культурогенеза отдельных исторических эпох и периодов.
Объем курса 68 часов; из них лекционных – 34 часа, семинарских – 16 часов, на самостоятельную работу студентов отводится 16 часов, а на проведение текущего тестового контроля знаний – 2 часа.
* * *
Методические указания по курсу «Историческая психология» предлагаются студентам-психологам для лучшего ориентирования в логико-методологической специфике курса. Самостоятельные работы студентов, на основании которых производится итоговый контроль усвоения курса, могут выполняться с опорой на приведенные литературные источники как на основные при обязательном библиографическом поиске по выбранной теме. В качестве методологического ориентира и содержательного источника использованы следующие работы В.А. Шкуратова: учебник «Историческая психология» (1994 и др. изд.) и монография «Психика. Культура. История» (1990); отдельные темы дополнены из учебных и научных источников по истории, философии и культурологии.