Прежде чем говорить о структуре нашего портфолио, обратимся к соответствующей литературе[15]
и назовем разные виды портфолио:
практико ориентированные
(предназначены для анализа практической деятельности),
проблемно ориентированные
(являются средством повышения качества решения проблемы),
тематические
(анализ и разработка различных аспектов темы).
Портфолио различаются по времени работы (недельные, семестровые, курсовые ит.д.) и по цели использования (портфолио достижений, личностного развития, презентационные и проч.). Учитывая все это, обратимся к вопросам, на которые необходимо ответить, как считают исследователи, перед введением портфолио в учебную деятельность:
· каковы цели использования портфолио?
1. Будет ли портфолио сопровождать студента в течение всего обучения (из курса в курс)?
2. Будут ли какие-то элементы портфолио «переходить» вместе со студентом из курса в курс?
3. Будут ли портфолио оставаться у студентов после их составления?
4. Будут ли эти портфолио связаны только с одной предметной областью?
5. Будет ли портфолио использоваться для какой-либо аттестации?
6. Будут ли портфолио использоваться в качестве рефлексии своего развития?
7. Будут ли портфолио использоваться для студенческой самооценки?
8. Будут ли портфолио использоваться в процессе общения с организациями?
9. Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфолио до окончания работы над ним?
10. Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?
· из каких компонентов оно будет состоять?
1. Нужно ли включать все изучаемые студентами темы?
2. Нужно ли включать только работы, имеющие законченный вид?
3. Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы?
4. Должны ли студенты определять состав портфолио вместе с преподавателем?
5. Должны ли в портфолио содержаться комментарии преподавателей?
· какие специфические компоненты должны быть включены в портфолио?
– домашние работы;
– результаты контрольных работ, тестов;
– результаты групповой работы (схемы, таблицы и проч.);
– проекты;
– вопросы, возникающие в процессе работы;
– рефлексия своего обучения (самооценка, мониторинг);
– схематическое изображение основных идей.
Одним из специфических компонентов портфолио может стать программа курса / курсов, адресат которой – студент. Работу над созданием программ такого рода мы уже начали, здесь в качестве примера приведем программы двух курсов, к разработке которых были привлечены студенты V курса в дисциплине «Современные педагогические технологии».
· каким образом будет проходить процесс оценки портфолио?
1. Работа студентов оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается.
2. Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем и студентами.
3. Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее.
4. Портфолио целиком не оценивается, студент выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года (семестра).
5. Некоторые части портфолио объединяются, и студент их предъявляет преподавателям, обучающим его в следующем учебном году (семестре).
6. Портфолио, заверенный администрацией, используется студентом во время собеседования по поводу приема на работу (поступления в аспирантуру).
· как будет выглядеть портфолио?
– наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;
– наличие четко сформулированного оглавления (структуры) с номерами страниц;
– соответствие содержания оглавлению;
– письменное введение в каждую часть (студент объясняет, почему он работает над этой темой, описывает свои мысли и чувства);
– оценка студентом собственного портфолио;
– перечень целей обучения, сформулированных студентом на основании своих интересов, потребностей и самооценки;
– комментарии преподавателя, в которых могут содержаться рекомендации, оценки, пожелания, поддержка и т.п.
· как будет проходить обсуждение портфолио?
1) студент – преподаватель;
2) студент – студент;
3) студент – малая группа;
4) студент младшего курса – студент старшего курса;
5) студент – значимое лицо (авторитетное для студента);
6) организованная защита портфолио;
7) выставка портфолио;
конференция.
Принятие решения относительно всех высказанных возможностей может проходить совместно со студентами, однако в некоторых случаях преподаватель сам может дать ответы на поставленные вопросы и сформировать не только структуру портфолио, но и предложить систему его оценки.
Мы дали задание студентам-филологам V курса, заканчивающим обучение в университете, предложить и обосновать структуру портфолио по специализации, и этот проект предлагаем вашему вниманию. На наш взгляд, он вполне может служить своего рода ориентиром, с помощью которого можно создавать свои модели портфолио в зависимости от поставленных преподавателем и студентами целей обучения.
Проект портфолио по специализации
«Методика преподавания русского языка как иностранного»