3. Характеристика учебной группы или учащегося (если речь идет об индивидуальном обучении). Понятно, что за короткое время пассивной практики студент вряд ли сможет создать полный "портрет" учебной группы, однако какие-то наблюдения, касающиеся взаимоотношений в группе, психологического климата, отношения к учебе, уровня владения языком и под. вполне ему под силу. Приведем выдержки из соответствующего раздела дневников практикантов:
"Несомненно, что данную группу, состоящую из семи человек, можно назвать сложившимся рабочим коллективом. Возможно, это следствие принадлежности к одной нации и одной стране. Студенты охотно работают друг с другом, помогают друг другу: те, кто понял, объясняют остальным. Психологический климат крайне благоприятный: студенты очень дружны, постоянно вместе и за пределами аудитории, они могут вполне беззлобно подшучивать друг над другом, и это адекватно воспринимается "жертвами". Общая языковая подготовка по сравнению со средним стандартным уровнем достаточно высокая. Можно видеть неизменно высокий интерес к изучению русского языка, неподдельную любознательность студентов и их заинтересованность в каждом занятии и в процессе обучения в целом. Это студенты, от которых можно ждать отдачи" (Анна Леонова).
"Группа состоит из пяти человек. Сложившимся рабочим коллективом данную группу назвать нельзя хотя бы по причине нерегулярного присутствия студентов на занятиях. В связи с этим общий уровень языковой подготовки различен: у отдельных студентов соответствует среднему продвинутому, у других – ниже среднего. Общий уровень развития нормальный, студенты
адекватно реагируют на явления чужой культуры, но черты восточного менталитета иногда проявляются, и это необходимо учитывать. Степень интереса к занятиям однозначно определить трудно, хотя отчасти верным будет вывести ее из посещаемости. При этом на занятии студенты работают вполне добросовестно. Между собой общаются мало, практически не переспрашивают друг друга на родном языке о полученных заданиях, как, впрочем, и преподавателя при возникающих затруднениях также не беспокоят, предпочитают работать самостоятельно. (Мой вывод: парные и командные виды работ применять с большой осторожностью!). Перспективы студентов группы в достижении более высокого уровня владения русским языком могут быть неплохими при должном усердии, более прилежном посещении занятий и более активной работе на самом занятии" (Ирина Прокудина).
Таким образом, из приведенных отрывков дневников практикантов ясно, что студенты уже после III курса способны увидеть и оценить характер аудитории, в которой им предстоит работать.