I. Вопросы к зачету.
1. Текст как предмет исследования разных научных дисциплин.
2. Критерии выделения текста как объекта лингвистики. Понятие «художественный текст».
— Связность и цельность текста.
— Категории формы и содержания.
— Композиция художественного текста. Типы членения текста. Компоненты текстовой структуры.
— Типы повествований. Проблема соотношения триады Автор – Повествователь – Герой в художественном повествовании.
— Понятие «сильная позиция» художественного текста.
3. Учет основных положений теории художественного текста при работе в иностранной аудитории.
4. Специфика доминирующих аспектов исследования художественного текста – лингвостилистического, литературоведческого, лингвострановедческого. Проблема комплексного подхода к анализу художественного текста.
5. Основные методические принципы работы с художественными текстами в нефилологической иностранной аудитории.
6. Этапы работы с художественным текстом в аудитории иностранцев-нефилологов.
7. Типы упражнений на разных стадиях работы с текстом.
8. Методика работы с текстом в концепции лингвострановедческого чтения. Типы лингвострановедческих комментариев.
9. Специфика работы с художественным текстом в аудитории иностранцев-филологов.
10. Основные модели комплексного анализа художественного текста (проанализировать одну из рассмотренных концепций).
11. Анализ стилистических средств художественного произведения в аспекте комплексного подхода к исследованию текста.
II. Задания для самостоятельных практических работ.
1. Разработать лексические комментарии к тексту повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Составить лингвострановедческие комментарии к рассказу В. Набокова «Встреча».
3. Разработать модель анализа художественного текста для аудитории иностранцев-нефилологов (на материале любого рассказа В. Токаревой).
4. Обосновать возможность использования концепции «точек зрения» Б. Успенского в качестве модели комплексного анализа текста, предназначенной для иностранцев-филологов (на материале произведения А. Солженицына «Матренин двор»).