Программы специальных дисциплин учебного плана подготовки научно-педагогических кадров по специальности «Филология» содержат те аспекты, которые представляют функциональный подход к языку: понятие системности связывается с понятием коммуникативности и функциональности, функции рассматриваются в связи с семантикой.
Системно-функциональное освещение теоретического курса современного русского языка, чрезвычайно важное при изучении языка как родного, в наибольшей степени соответствует профилю подготовки будущих преподавателей русского языка как неродного/как иностранного:
– акцентирование специфики русского языка, что крайне важно как для теоретической интерпретации языка, так и для практики его преподавания;
– особое внимание к функциональным аспектам языковых единиц и категорий разных уровней;
– раскрытие межуровневых связей языковых единиц;
– коммуникативный аспект описания языковых единиц;
– ономасиологическая группировка материала – от смысла к формам его выражения и др.
Так, в курсе фонетики освещаются вопросы, имеющие непреходящее значение для практики преподавания РКИ: артикуляторная база русской фонетики; функции просодий; сопоставление в целях преподавания; типологические особенности русского ударения; грамматические функции русского ударения; роль ударения в русском формообразовании; проблемы интонационных единиц; общая характеристика интонационных конструкций в русском языке; синтаксис и интонация; интонация и ситуации общения; принципы сопоставления интонации в целях преподавания.
При изучении курса морфологии особое внимание уделяется проблемам функционально-семантических категорий, аспекту функционирования грамматических категорий, согласованию языковых средств разных уровней при формировании высказывания, возможностям информативного обогащения языкового знака за счет экстралингвистических факторов в процессе коммуникации и др.
Как известно, овладение словарным запасом является центральной проблемой изучения неродного языка. Курс лексикологии дает представление о системном характере лексики, о лексических категориях, об основных группировках лексических единиц и их свойствах. Для проведения правильного предъявления и семантизации лексической единицы (в целях ее адекватного усвоения) необходимо хорошо представлять себе, что такое слово (лексическая единица), каковы его свойства, как выступает слово в своих трех измерениях – парадигматике, синтагматике и эпидигматике. Представление о семантической структуре слова позволяет будущему преподавателю выстраивать верную стратегию формирования лексической компетенции, в частности, определять набор способов семантизации; знание социолингвистической классификации лексики дает возможность преподавателю РКИ давать оценку употребления слова в речи.
Особое место занимает курс лексикографии, который знакомит студентов-филологов с различными типами словарей и их устройством и позволяет использовать словари в качестве учебного средства для преподавателя и студента в курсе изучения неродного языка. Этот курс является ценным для специализации еще и потому, что знание правил лексикографирования создает базу для формирования навыка лексического комментирования учебных текстов, в том числе при создании авторских учебных материалов.
При освещении вопросов синтаксиса актуальными являются следующие вопросы: понятие структурной схемы предложения и принципы ее описания в синтаксической традиции; новый тип описания формальной организации предложения с помощью структурной схемы; множественность концепций структурной схемы предложения; смысловая организация предложения – новый объект синтаксической науки; семантический синтаксис и лексическая семантика; многообразие подходов к изучению смысловой организации предложения; составляющие семантической основы предложения; субъект, предикат, агенс, пациенс; предложение как коммуникативная единица; предложение и высказывание; теория функционального синтаксиса; формальная, смысловая и коммуникативная организация сложного предложения и некоторые другие.
В курсе стилистики освещаются некоторые проблемы, также имеющие непосредственное отношение к проблемам описания РКИ: основные характеристики письменной и устной речи на уровнях синтаксиса и текста; ограничение на использование языковых средств разных типов; разговорная речь и состав ее языковых средств.
Проблемы теории текста (виды текстовой информации; членение текста; текстовые единицы, их иерархия; структура текста; виды текстовых связей; текстовые категории; функционально-смысловые типы речи и речевые регистры; проблемы интерпретации текста) имеют прямое отношение к методическому знанию: именно текст признается и основной формой «лингвометодического бытования», и одним из центральных компонентов урока/учебника неродного языка.
Такой подход к изучению современного русского языка создает у студентов представление о направлениях лингвистики, которые лежат на оси «коммуникативность – функциональность – системность», что, в свою очередь, обеспечивает выход в практику преподавания русского языка как иностранного.
Знание основных положений теории нормы и владение навыками ортологического анализа (курс ортологии) позволит будущему преподавателю чувствовать себя уверенно при необходимости интерпретировать в иноязычной аудитории неоднозначные явления.
Курс риторики помогает формированию языковой личности преподавателя, его профессионально-коммуникативной компетенции.
Дисциплины блоков ГСЭ, ЕН, СД также помогают в овладении специализацией «Методика преподавания РКИ». В нашем учебном плане таковыми являются: «Социология», «Культурология», «История Сибири», «Теория и практика массовой коммуникации», «Психология личности (практикум)», «Конфликтология», «Компьютерные технологии в подготовке презентации», «Современные информационные технологии», «Теория и практика реферирования», «Теория коммуникации».
Курс «Современные педагогические технологии» позволяет расширить полученное в курсах специализации методическое знание, интегрировав его в контекст мировой образовательной практики.
Особое место в подготовке будущих преподавателей РКИ занимают проблемы языковой личности, теории дискурса, речевого общения, речевого поведения; понимание типичных языковых ситуаций, стратегий и тактик русской речи; знание национальных особенностей речевого поведения; анализ коммуникативного контекста; представление о русской концептосфере, национальной языковой картине мира.
Представляется, что при таком содержании учебного плана специализация «Методика преподавания РКИ» обеспечена:
1) основательным лингвистическим знанием, отражающим специфику предмета «русский язык как иностранный»,
2) представлением обо всех сторонах коммуникации как сферы применения языка,
3) возможностью овладеть инструментарием по использованию полученных знаний в образовательной деятельности.