Адаптация культурная – приспособление отдельного человека и социальных групп к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм общественной организации, норм и ценностей.
Аксиология – наука о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.
Антропоцентризм – философский термин, укоренившийся во второй половине XIX в. для обозначения учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания.
Артефакт – в широком понимании искусственно созданный объект; в культурологии – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец; у К. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, которые лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства.
Гуманизм – в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса и т. д.; в узком – культурное движение эпохи Возрождения.
Динамика культуры – изменения черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.
Доминанта культурная – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака той или иной культуры.
Европоцентризм – убежденность в культурном, политическом и экономическом превосходстве Европы перед остальным миром.
Знак – предмет, действие или событие, заменяющие другой предмет, действие или событие. С помощью знаков происходит фиксация информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой.
Идентичность культурная – осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и моделей поведения, ценностных ориентаций и языка, отождествление себя с культурными образцами своего общества.
Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения существующих привычек, норм, ценностей, свойственных данной культуре.
Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ.
Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные закономерности конкретных видов искусства.
Картина мира – совокупность мировоззренческих знаний о мире, наиболее общих, мало изменяемых, передающихся из поколения в поколение представлений о добре и зле, жизни и смерти, свободе и неравенстве, пространстве и времени и т. п.
Коммуникация – процесс взаимодействия субъектов социокультурной деятельности с целью обмена информацией посредством различных знаковых систем; коммуникация обеспечивает возможность формирования социальных связей, регулирование жизнедеятельности людей, накопление и трансляцию социального опыта.
Контркультура – идейное течение и общественное движение социальных групп, получившее наибольшее развитие в 60–70-х гг. XX в.; совокупность социально-культурных установок, норм и ценностей, противостоящих доминирующей культуре.
Космизм – направление русской научно-философской мысли второй половины XIX – первой половины XX в., которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной.
Культ – совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными.
Культура – совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Культура духовная – одна из сторон общей культуры человечества, которая включает в себя явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, религия, мораль, право, наука
и т. д.).
Культура материальная – воплощение материализованных человеческих потребностей; включает в себя все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей.
Культура массовая – совокупность явлений культуры XX–XXI вв., характерных для общества с высоким уровнем коммуникационно-информационных систем, высокой степенью урбанизации, отчуждения индивида и потерей индивидуальности. Это понятие характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе и массовое потребление, т. е. подчинение ему как своей цели.
Культура элитарная – совокупность ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой, характеризующейся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Культурный шок – стрессовое воздействие чужой культуры на человека или общество.
Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества; является не однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытности, а процессом постоянного обновления культуры посредством трансформации уже существующих форм и возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
Культурология – система знаний о сущности культуры, наиболее общих и специфических закономерностях ее генезиса и развития, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.
Маргинальность – состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т. д.) на границе различных культур. В своих крайних проявлениях маргинальность имеет асоциальный, контркультурный характер.
Менталитет – комплекс психологических и поведенческих установок индивида или социальной группы, который создает картину мира, регулирует поведение и лежит в основе социальной общности и культурной традиции.
Миф – картина мира, в реальности которой человек, в рамках культуры своего времени, не сомневается. Миф является исторически первоначальной формой отображения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практическое освоение мира тесно взаимосвязаны.
Мораль – нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Наука – сфера рациональной человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний об окружающей действительности.
Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным группам и выражающий их представление о должном.
Парадигма – теория, принятая в качестве образца постановки и решения исследовательских задач.
Плюрализм культурный – особая мировоззренческая позиция, согласно которой в обществе существует множество социальных групп, каждая из которых имеет собственную культуру, имеющую право на сохранение.
Постмодерн – особый тип мировоззрения, характерный для западной культуры второй половины XX в., направленный на отказ от всех норм, традиций, каких-либо абсолютных истин и ориентированный на признание равноценными любых культурных проявлений. Основные характеристики культуры и искусства постмодерна: плюрализм, равноправность ценностей, стремление к эклектике, соединению несоединимого.
Право – особая подсистема духовной культуры, регулирующая социальные отношения с помощью общеобязательных норм, закрепляемых государством.
Религия – совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов; религия также включает в себя совокупность действий (культ), в которых человек выражает свое отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь; кроме того, неотъемлемой характеристикой религии является наличие религиозных организаций.
Ритуал – церемониальные действия, способ и порядок исполнения которых строго канонизированы; ритуал носит символический характер и играет важную роль в обеспечении сплоченности членов общности.
Секуляризация – освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии; процесс лишения религиозных институтов социальных функций: отделение церкви от государства и школы, сокращение культовой практики, замена религиозных представлений светскими взглядами.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.
Символ – объект, который фиксирует связи между предметами, явлениями, не имея при этом прямого вещественного выражения.
Символизм – художественное направление, сложившееся в западно-европейской культуре в конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. Мышление, обращенное к символам, – одно из древнейших свойств человеческой культуры; символизм присущ всем мифологиям, религиям, формам искусства и философии.
Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (например, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека).
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, культурных традиций и т. д.); целенаправленное формирование личности посредством воспитания, обучения и стихийного воздействия жизненных обстоятельств.
Стиль – устоявшаяся форма самоопределения эпохи, региона, социальной группы или отдельной личности (например, стиль в искусстве представляет собой характеристику особенностей художественного творчества эпохи, отдельного художественного направления или индивидуальной манеры автора).
Структура культуры – соотношение и взаимодействие между собой устойчивых элементов культурной системы (норм, ценностей, видов и форм культуры), которые обеспечивают ее стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта.
Субкультура – система ценностей и норм поведения, характерная для отдельных демографических, профессиональных и других групп, принципиально не противоречащая доминирующей культуре.
Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры; в качестве образца берутся естественные и математические науки.
Технократизм – направление в общественно-политической мысли и социально-психологическая установка, исходящие из того, что культура регулируется принципами технико-организационной рациональности, поэтому построение общественных отношений на этих принципах является непременным условием ее прогрессивного развития.
Техносфера – характеристика современной цивилизации, для которой свойственно проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
Традиции – социально-культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах в течение длительного времени.
Универсалии культурные – черты, присущие всем культурам, независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства (Дж. Мердок выделяет более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, танцы, спорт, язык, религиозные обряды и др.).
Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.
Харизма – исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Художественный образ
– категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству, вид освоения и выражения действительности, являющийся результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией историко-куль-турного опыта человечества.
Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами; это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом.
Цивилизация – искусственная среда, созданная человеком, которая представляет собой, в отличие от культуры, результат материально-технической деятельности, ценностно-нейтральной и основанной на принципе практицизма.
Этноцентризм – психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы.
Язык – знаковая система, которая является средством формирования, передачи, использования и хранения информации и универсальным средством трансляции культуры.