(ок. 306–373)
Выдающийся церковный писатель, живший на территории Сирии. Его сочинения очень многочисленны (более 1000). Большая их часть известна только в переводах на армянский и греческий языки. Богослов часто пользовался формой песни, его семисложный размер получил название «ефремова стиха». Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства, он истинный оратор в христианском смысле слова. Господствующий аргумент в его проповедях – умелое цитирование Св. Писания, главное содержание – учение о жизни «для Бога и в Боге». Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на службу общественную и государственную. В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинскою мудростью», с языческою мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Ефрем нередко говорит о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства». Сочинения Ефрема еще при его жизни были переведены на греческий язык. Первое место среди его сочинений занимают экзегетические (толкование Св. Писания), особую ценность которым придает знание автором еврейского языка, этнографии и географии Палестины.