¨ ВЫСТРАИВАНИЕ (КОНСТРУИРОВАНИЕ) СМЫСЛА — понятие, отражающее главную задачу читателя-интерпретатора; в рамках понятия говорят о конкретизации и реконструкции, связывая их с выявлением вневременных (метафизических) свойств текста (Р. Ингарден); о связи его с языковыми конвенциями, привносимыми читателем в процессе текстовой коммуникации (Я. Мукаржовский); и литературными нормами, которые изменяются сообразно смены их исторической конкретизации (Ф. Водичка).
¨ ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЯ — комплекс эстетических, психологических, социальных и пр. представлений, определяющих отношение автора и его произведения к обществу, а также отношение читателя к тексту, обусловленное характером воздействия его на общество и, сообразно этому, обычное (принятое) восприятие его обществом.
¨ ДИАЛОГ — форма речи, в котором "дух целого" возникает из различия реплик; может быть формой развития авторского замысла (особенно в драме), может быть формой обучения или формой философского исследования; иногда эти аспекты совпадают, но если целое не складывается, то говорят о "диалоге глухих".
¨ ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ — термин, обоснованный в работах Ж. Дерриды и Ю. Кристевой на базе смысла, который ему придал М. Фуко, описывая процессы выявления "исторического бессознательного" различных эпох, начиная с Возрождения и по ХХ век включительно как речевые практики, сообразно которым выстраивается определённая деятельность людей в социуме.
¨ ЖИЗНЕННЫЙ МИР — термин феноменологии, представляющий мир донаучной жизни с её хаосом неупорядоченных созерцаний, первичными обыденными структурами пространственности и временности, догадками, суевериями и предвосхищениями.
¨ ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — мысленная (теоретическая) конструкция, создаваемая в исследовании социокультурной реальности для более ясного представления о проявлении того или иного её аспекта (явления, процесса, связи, действия и т.п.).
¨ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — термин, который означает "конструирование объекта сознанием"; согласно концепции интенциональности феноменологический мир искусства является не только толкованием предварительно существующего бытия, но и созданием бытия в незавершённом с точки зрения смысла мире.
¨ ИНТУИЦИЯ — непосредственное усмотрение истины без участия рассудка или разума; по своей сущности сходна с религиозным откровением в религии; как чувство представляет основание совершенства эстетических суждений.
¨ КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приёмов и средств их использования.
¨ КОНКРЕТИЗАЦИЯ — процесс "воссоздания" читателем рамок художественной (символической) текстовой структуры путём заполнения участков неопределённости (пустых мест) своими представлениями и эмоциями на основе собственного горизонта ожидания.
¨ КОНТЕКСТ — участвующий в конституировании текста как эстетического объекта комплекс представлений автора об описываемой в тексте действительности, вызывающий в читателе определённые эмоциональные и интеллектуальные реакции.
¨ КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ — нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взимодополнительности в функционировании её подсистем, эффективности взаимосвязи между её компонентами, что в конечном итоге ведёт к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности общества.
¨ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — учёт условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества в процессе воспитания, образования и просвещения.
¨ МЕТАРАССКАЗ — объяснительная система, которая служит оправданием и узакониванием знания о мире (обществе, культуре).
¨ МИФОПОЭЗИЯ — термин, употребляемый для текстов, так или иначе (тематически или структурно) связанных с каким-либо древним мифом.
¨ НАРРАТОЛОГИЯ — теория повествования; основана на доктрине коммуникативной природы литературы и искусства, выражающей модус диалогического существования (В. Пропп, М. Бахтин,
Ю. Лотман, Б. Успенский).
¨ ОБРАЗ — явление как результат запечатления одного объекта в другом, выступающий в качестве духовной или физической формации.
¨ СЕМИОТИКА — наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой (лингвистической и нелингвистической) коммуникации.
¨ СТИЛЬ — устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы, отдельной личности.
¨ СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА — термин, представляющий так называемое "управляемое восприятие" текста читателем, направляемое указаниями, исходящими из текста, — авторскими комментариями, которые провоцируют в читателе многообразные реакции.
¨ ТОЧКА ЗРЕНИЯ — понятие, которое описывает существование произведения как онтологического акта или самодостаточной структуры, автономной по отношению к действительности и к личности автора; служит инструментом "тщательного прочтения".
¨ ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ — методика работы с текстом, требующая от читателя фокусирования внимания в процессе чтения на произведении как таковом, не отвлекаясь на фиксацию собственного отклика на текст и на выявление его связей с окружающей действительностью.
¨ ФОКАЛИЗАЦИЯ — концепция "точки зрения", отражает подход к проблеме читательской перспективы, которая выделяет разновидности видения текста "извне" (так называемая объективная манифестация) и "изнутри" (отражение психической реальности.
¨ ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт любого культурного объекта (явления), отражающая его утилитарные и символические функции, на основании которых производятся его идентификация и атрибуция.
¨ ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — комплекс духовных детерминант деятельности людей (или отдельного человека), а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений; в качестве детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и переживания людей.