2.3. Специальные гуманитарные методы и приёмы

Единство общенаучных форм и методов познания не отменяет определённые различия в них, отражающие естественно-научную или гуманитарную специфику общенаучной парадигмы. Здесь уместно ещё раз кратко представить особенности социально-гуманитарного познания, важные для гуманитарной психологии в целом.

1. Социально-гуманитарное познание ориентировано прежде всего на процессы — на развитие социальных и культурных явлений, на выявление закономерностей, причин и источников этого развития на основании принципа историзма.

2. Акцент осуществляется на познании единичного и уникального на фоне общего и закономерного, обнаруживаемого не в твёрдо установленном законе, а в законе-тенденции, который сложно извлечь из предмета ввиду его чрезвычайной сложности (внутренний мир человека, духовная среда общества).

3. В самом широком смысле предметом социально-гуманитар-ного познания считается сфера человеческой деятельности в разнообразии её проявлений; эта сфера являет "мир человека" как создателя культуры.

4. В предмет социально-гуманитарного познания постоянно включён человек, субъект, поскольку в этой сфере люди — авторы и исполнители собственной драмы, которую сами же и познают. Здесь бушуют страсти, пересекаются интересы, ставятся и реализуются цели, создаются и рушатся идеалы. Из этих обстоятельств вытекает необходимость учёта некоторых человеческих действий как в микро-, так и в макросоциальной среде.

5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия; поэтому категории "смысл" и "ценности" являются ключевыми для понимания гуманитарной специфики. При этом смысл предстаёт  как духовная направленность человеческого бытия, как его самодостаточное основание; а "смысловые глубины мира культуры также бездонны как и глубины материи", — так образно подметил М.М. Бахтин.

6. Как следствие, важное значение имеет неразрывная и глубинная связь социально-гуманитарного знания и мировоззренческого компонента, выявляющая специфические характеристики этого знания, — благо и справедливость, добро и зло, истину и ложь, красивое и безобразное, — в их положительном или отрицательном значении для человека и общества.

7. Наконец, особый характер этой связи, представляемой преимущественно его текстовой (знаковой) природой. Если естественные науки нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные науки — на тексты, которым присущи значение, смысл и ценность.

Итак, очевидно, что специфика социально-гуманитарного познания предполагает необходимость использования особенных, гуманитарных методов и приёмов исследования:

Ø  Интроспекция — осознанное систематическое наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни и фиксация её проявлений с целью выявления особенностей.

Ø  Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания его духовной жизни; целостное восприятие внутреннего мира с сохранением чувственно-смысловых оттенков.

Ø  Этнометодология — социальное познание, ориентированное на изучение сугубо духовных проявлений культуры, выражающих социальную реальность через значения слов, понятий, суждений в практике языковой коммуникации.

Ø  Исследовательский диалог — вопросно-ответный метод (беседа), раскрывающий проблему с помощью диалектики в специфической форме человеческого взаимодействия (говорения, слушания и понимания); постижение смысловой логики диалога в гуманитарном исследовании приравнивают к получению значимых результатов в эксперименте.

Ø  Нарративное интервью — особая концепция интервью; в его основу положена способность людей выступать в роли рассказчиков, при этом акцентирована  важная для социально-гуманитарного исследования позиция видения жизненных событий с точки зрения автора, представленная сообразно его интуитивной компетентности относительно правил ведения рассказа; применяется с целью обнаружения имплицитной информации об особенностях самопрезентации и презентации жизненного опыта автора рассказа.

Ø  Биографический метод — исследование субъективной стороны общественной жизни человека, основанный на личных документах, содержащих помимо описаний социальной ситуации личный взгляд биографа на происходящее.

Ø  Монографический метод — способ тщательного и всестороннего изучения  одной или нескольких проблем на одном социальном объекте (случае, ситуации) как характерном, типичном представителе более широкого класса объектов.

Ø  Идеографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий (особый приём фиксирования опыта).

Ø  Реконструктивный метод — нормативно-семиотическое средство  "достраивания" объекта до полного социокультурного факта в исторической синхронии и диахронии; скрупулёзное полнобытийное собирание объекта с учётом зависимости теоретических выводов от особенности имеющихся источников; особенность применения в психологии состоит в том, что исследователь в познании ориентирован не столько на психические феномены как факты, сколько на порождающие их социокультурные модели как источники.

Ø  Интерпретативный метод — приёмы обыденной и классической герменевтики, включающие аналитическую историографию и феноменологическую редукцию; метод в целом опирается на умение исследователя прочитывать сложные символические тексты, которое формируется общефилософской практикой использования идей феноменологии, герменевтики, экзистенциализма; цель метода в том, чтобы создать явный образ феномена и оформить его как исследование-переживание в единстве телесно-аффективного и символически-текстуального видения.

Ø  Нарративный анализ — разновидность анализа качественной информации, полученной методами неформализованного интервью, биографического и нарративного интервью с задачей выявления структуры повествования как ситуативно независимой и конституативной для самоидентичности рассказчика.

Ø  Концептуальный анализ -исследование содержания понятий, их смысловой наполненности; обнаружение упорядоченного и взаимосвязанного минимума понятий, образующих концептуальную схему, которая формируется объяснением-пониманием и организует своей целостностью определённый способ видения реальности.

Ø  Конфигурирование — особый логико-методологический приём (техника) синтезирования разнопредметных знаний, различных представлений об одном и том же объекте при работе в междисциплинарном предметном пространстве.

Ø  Конструкция — продукт структурной и семантической вариативности исследуемого объекта, который мыслится как подвижная мозаика принципиально-вторичных дискретных элементов, постоянно меняющих свою конфигурацию относительно друг друга. Конструирование как методологический приём призван "раскрыть универсальные структуры субъективной ориентации" человека в социокультурном мире и выявить более или менее устойчивые структуры "жизненного мира" в повседневном бытийном контексте.

Ø  Реконструкция -один из методов исследования социокультурных феноменов посредством их моделирования в качестве целостной системы; в отличие от исторических реконструкций не ставится задача воссоздания конкретно-индивидуализирующих черт исследуемого, но только его типовых и системообразующих признаков.

Ø  Деконструкция — принцип анализа текста, смысл которого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста и так называемых логических тупиков; в выявлении в нём скрытых или незаметных "наивному читателю" остаточных смыслов дискурсивных практик прошлого, доставшихся в наследство языку в виде мыслительных стереотипов, которые автор бессознательно размещает в языковых клише.

Ø  Феноменологический анализ — разновидность анализа, который опирается на обязательное "плотное описание" явления и рассмотрение его отдельно от контекста с разделением на уровни, пласты, составные части; а затем определение истории феномена как способа его существования.

Ø  Феноменологическая редукция — основывается на постулировании возможности "усмотрения" культурного феномена в культурологическом анализе генетических последовательностей; фиксирование изменения символической стороны в деятельностном проявлении человека обнаруживает в себе "самоизменения духа"; цель феноменологической редукции — открыть в каждом сознании чистое сознание как непредвзятость, которая ставит под вопрос любую уже заданную систему опосредований между собой и миром.

Ø  Аналитическая историография — специализированный исследовательский метод, направленный на понимание социальных причин человеческой истории в контексте общей "теории человека в обществе"; практическая задача его применения в социально-гуманитарном исследовании заключается в том, чтобы увидеть психологические истоки общественных процессов, разгадать роль некоторых личностей как движущих сил в истории, связать межпоколенные социопсихокультурные процессы.

Ø  Герменевтика — искусство символического прочтения текста с задачей понимания его духовной целостности  (классическая герменевтика) или с задачей выявления ценностно-смыслового отношения автора текста к своему бытию, обществу и времени (психологическая герменевтика).

Добавить комментарий