4. Культура общества и ее трансформационный процесс в деятельности по одухотворению жизни людей

Материальная природно-социальная жизнь, технологическое бытие и общественное сознание, духовно-культурная жизнь людей обладают равной гуманистической самоценностью, несводимой к одностороннему доминированию объективации, рационализации или субъективации, иррационализации. Эта кардинальная равноценность материальных и духовных факторов жизни воплощается в обособленных образованиях социальной жизни людей во всех ее существующих сферах, которые уместно назвать культурными формами жизни людей. Культурные формы жизни – это, прежде всего, объектно-процессуальные образования, в которые погружена жизнь людей: жить в жилищах, носить одежду, пользоваться транспортом, питаться произведенными продуктами питания, пользоваться электричеством, смотреть телевидение, слушать музыку в филармонии, преподавать или учиться в вузе, заниматься спортом, вести семейный образ жизни и т.д. Общество–культура состоит из форм жизни цивилизации, духовной культуры и системы традиции. Поскольку цивилизация живет по суровым принципам и нередко порождает деструктивные формы жизни (эксплуатацию, войны, преступность, социальное неравенство, нездоровый образ жизни, антикультурное и масскультурное поведение и пр.), понятие "общества–культуры" объединяет в себе позитивно-созидательные и негативно-деструктивные формы жизни. Поэтому существует еще и понятие "культура", охватывающее лишь позитивно-созидательные формы жизни и трансформационного процесса, а также понятие "антикультура", включающее негативно-деструктивные формы жизни.

Перед планетарным сообществом–культурой стоят три великие проблемы выживания: природно-технологические, социально-истори-ческие и космические. Социум–культура всегда находится в поиске разнообразных разрешений всякого рода проблем. Проблемы ресурсов, земель, их плодородия, погодно-климатических кризисов и катастроф, военных конфликтов, проблемы производственных, демографических, психологических, идеологических и политических кризисов, эпидемий, проблемы освоения полетов в третьем измерении и др. сопутствовали ходу человеческой истории. Великое целевое содержание трансформационного прогресса планетарного общества–культуры: 1)развитие универсального богатства общечеловеческой сущности людей в ее материальном и духовном планах и 2)подготовка человека и социума к космической экспансии. В трансформационном процессе культурные формы жизни даруют человеку привилегии цивилизованности перед другими видами жизни в биосфере, историческую надежность выживания благодаря системе традиций и возвышенность одухотворения духовной культурой.

Каждая культурная или антикультурная форма жизни содержит в себе четыре жизненных плана: 1)ценностный объект, 2)его семиотическую, знаково-смысловую систему, 3)социальные отношения по поводу ценностного объекта и 4)связанные с ним смыслопроцессы. Это объектный, семиотический, социальный и смысловой планы культурной формы жизни, адекватное понимание которых требует разъяснения. И лучше сделать это на примере.

Возьмем в качестве примера культурной формы жизни оперетту. Здесь ценностным объектом, вокруг которого разворачиваются разные планы опереточной жизни, оказывается спектакль конкретной оперетты. Писатель пишет, труппа готовит и играет, публика смотрит и переживает, пресса оценивает. Это жизнь оперетты. Ценность производится, распределяется, осваивается, переживается и оценивается. И в ценностном объекте главное – это его полезная значимость и ее мерная значимость, оценка ее достоинств.

Вместе с тем оперетта характеризуется как сложный семиотический, языковой комплекс. Это сюжет оперетты, заданный в спектакле языком речи и языком сценического поведения актеров. Это и языки музыки, пения, танца, костюмов, декораций.

Опереточная жизнь окружена паутиной социальных отношений. Оперетте нужен театр музыкальной комедии с его хозяином-собственником и с его расходами на авторов пьес, труппу, музыкантов, обслуживающий персонал, рекламу. Нужны талантливые актеры, успех театра у публики, желаемый аншлаг, высокие сборы-доходы, налаженная жизнь театра и самих людей театра и многое другое.

Любая жизненная культурная форма (и оперетта как звено духовной культуры) существует прежде всего в виде культурно-духовного комплекса смыслопроцессов, составленного из набора всевозможных исходных смыслопроцессов: познания, ценностного ориентирования, творчества, обучения, игры, развлечения, понимания, переживания, оценки, обоснования, оптимизации, волевого поведения и др. В примере с опереттой в смыслопроцессы вовлечены автор, постановщик, исполнители, зрители, ценители. Вместе взятые эти смыслопроцессы и составляют общий социально значимый культурный, духовно-смысловой процесс, собственно духовно-культурную жизнь оперетты.

В обществе–культуре различают материальную и духовную культуры, содержащие в своих базовых основах материальные и духовные ценности, соответственно. Культурные формы в той и другой культуре одинаковы в отношении указанного их четырехзвенного состава, однако ценностный объект материальной культуры предназначен для удовлетворения материальных потребностей, тогда как ценностный объект духовной культуры – для удовлетворения духовных потребностей людей. Материальная культура как многообразие материальных ценностей составляет базу той системы общественных отношений, которую называют цивилизацией общества. Многообразие духовных ценностей-творений составляет базу того плана духовной жизни общества, который называют его духовной культурой. В ней различают ценности творения и их смысловой ценностный потенциал. Ценностный потенциал культуры одаряет людей культурой идеалов, эмоций, знания, мышления, творчества, поведения, общения, установок, образа жизни. Это ценности чувственно-переживающего, образно-художественного, идейно-понятийного, нормативного типов культурного смысла. Виды смысловых ценностей: истина, добро, красота, справедливость, любовь, дружба, милосердие, моральность, благородство, честность, терпимость, гуманизм, альтруизм, пацифизм, профессионализм, экологичность, оптимальность решений, патриотизм, ответственность, культура физическая и образа жизни, здоровье, семья и многие другие. Их антонимы обозначают лжеценности антикультуры.

В семиотическом плане цивилизация более олицетворяет материально-знаковый план семиотической реальности социума, тогда как духовная культура – духовно-смысловой ее план. Однако духовная культура существует на основе своих специальных знаково-символических арсеналов как носителей духовных ценностей-творений и их ценностного потенциала.

Культура, ее духовные творения в немалой степени образуются с помощью методов, приемов правдоподобного, вероятного, гипотетического, фантастического, обобщенного, типизированного, запредельного воображения. В духовной культуре мы сплошь и рядом имеем дело с воображаемыми, надреальными, унифицированными, виртуальными, абстрактными (деконструктивными) представлениями реальности. Реально-конструктивный и нереально-деконструктивный полюсы культуры одинаково духовно самоценны, взаимодополняя друг друга, вознося на высоту свои гуманные, одухотворяющие жизнь функции. Безраздельный плоско-реальный, референтный конструктивизм, если бы ему было дано осуществиться, безмерно обеднил бы культуру и духовную жизнь человека. Мифы, сказки, верования, фантазмы, мечты, вымыслы, идеалы, игры, музыка, театр, ритуалы, гипотезы, запредельная мистика, предрассудки, виртуальные миры – этот идеализированный, надреальный смысл не менее самоценен в культуре и духовной жизни людей, нежели прямой объективный смысл. Они несут в себе значительные гуманные, ценностно-возвышающие, одухотворяющие и обогащающие жизнь смыслы.

Концептуальные формы культуры весьма разнообразны: чувственно-эмпирический опыт, теории, учения, проекты, планы, программы, нормативные системы, ритуалы, жанры, стили, парадигмы, нормативные идеалы разных концепций, мода и др. Каждая концепция – это конкретный семиотико-языковой, методологический и нормативно-ценностный комплекс, оберегаемый сложившимся идеалом данной концепции. Нормативный идеал концепции предполагает высокий профессионализм, талант и гуманную ответственность творцов концептуальных форм, творений культуры.

Духовная культура социума – это духовная вселенная человечества, формирующая, одухотворяющая, обогащающая и возвышающая сознание, сущность и жизнь человека своими гуманными, милосердными, благостными ценностями и идеалами, чувствами и переживаниями, отношениями и установками. Духовная культура поделена на свои специализированные сферы с их типами духовных ценностей и с особыми видами возвышающего одухотворения. Издавна религия посредством своих мифов о заступническом и искупительном добре, о милосердии небесных, вселенских правителей формировала человечность эмоций, культуру добрых и милосердных чувств, смысл и нормы жизни человека, поднимая его до уровня духовного благородства из праха дикости и варварства. Религия – это сказки о добре и милосердии для взрослых. Религия живет пока существует потребность людей в добрых сказочных вымыслах, идеализированных предрассудках об искуплении непорядочности, в милосердных идеалах, в иллюзиях поддержки свыше в кризисах бытия, в храмовом искусстве и в красочных ритуалах жизни.

Научно-техническая мысль культуры осваивала чудеса естественной технологической "магии", одухотворяя сознание человека объективным истинным знанием, научной образованностью, светской культурой, сознанием высшей ценности человека (а не бога), порядочностью и свободами жизни и наделяя его могуществом социальной технологии и техники.

В светской культуре одухотворяющий потенциал олицетворяют наука, техническая мысль и технологии, философия, искусство, мораль, право, семья. В ней проповеди, молитвы и ритуалы религии заменены идеалами добра, справедливости и лучшего будущего, нормами порядочного поведения и общения, наборами ценностей светской жизнедеятельности, своими сценариями и ритуалами празднеств и событий жизни, играми, развлечениями, проектами отдыха, общения, потребления и пр. Следует повсеместно обогащать нравственно-художественную ценность, идеалы светской культуры, ее нормы, сценарии и ритуалы жизни, чему не всегда придается должное значение. Разнообразными средствами в цивилизации, духовной культуре ведется трудная работа по преодолению явлений антикультуры, антисоциального разложения, преступности, бездуховности, привычек нездорового образа жизни.

Великие одухотворяющие, развивающие, гармонизирующие и защитные функции выполняет в отношении человека искусство. Искусство – это идеализированное и специализированное иновыражение художественно-эстетических планов и установок реального бытия людей: прекрасных и безобразных, лирических и прозаических, комических и трагических, возвышенных и приземленных, приключенческих и обыденных, счастливых и страдающих и др. Искусство образует второй, духовный план бытия людей, расширяя его жизненный горизонт, обогащая и гармонизируя смыслы всеобщего их бытия. Искусство перед лицом жестоких и суровых принципов, событий и условий жизни людей в цивилизации гуманистически защищает их честь и достоинство, права на жизнь, счастье, здоровье, образованность, культуру и свободу, на любовь и целостность семьи, на труд, жилье и отечество. Искусство всему выносит свой независимый приговор, одобряющий или осуждающий, совершая великую селекцию добра и зла, гуманного и нечеловечного в жизненном процессе человеческой истории.

Семьяэто особая ячейка общества, где течет собственно жизнь человека, тогда как производственная, политическая, духовная сферы социума, цивилизация и духовная культура оказываются областями, где подготавливаются материальные, организационные, защитные и духовные средства в отношении жизни человека в семье. Человек в своей сущности – создание семейное, любящее, милосердное, заботящееся, альтруистическое, ласковое. В семье человека воспитывают быть гуманным, добрым альтруистом в самой семье, но эгоистом, сильным, если нужно, агрессивным в жизни цивилизации. Здесь человек воспитывается для того или иного употребления своих биологических инстинктов. Семья и дом человека оберегаются отечеством. Семья живет в своем мире по законам гуманности, культуры чувств. Цивилизация – по суровым законам эгоизма, силовых отношений, собственности и привилегий, социального неравенства, отчуждения-присвоения средств жизни и благ. Семья, дружба, любовь, родители и в полной реализации, а порою даже в осколках – это то человечное, сопереживающее, искреннее, доброе общение, что нужно каждому и без чего каждый испытывает чувство одиночества, неполноты и какой-то неподлинности жизни. В этом смысле духовная культура во многом вдохновляется на свой гуманизм, на свою борьбу в цивилизации за человечность из атмосферы счастья семьи и энергию семейной доброты. Институт семьи прошел долгую и трудную историю, перенес тяжелейшие испытания. В семейной среде есть немало всякого, и ее не следует идеализировать. Но в семье социализируются лучшие биологические инстинкты, здесь социализируется человек биологический с его биологическим счастьем и потенциалом жизни в истории. Следует всячески поддерживать и поднимать рейтинг института семьи. Пока женщины рожают и родители воспитывают детей, история человечества продолжается. Не заменять же семью техническими инкубаторами людей. Цивилизованный образ жизни связан с повышенными требованиями к условиям жизни отдельной семьи. В России пока не сложились благоприятные условия для свободного вступления любящих в семейную жизнь. Без значительного участия государства и корпоративных структур в строительстве и распределении жилья среди молодых семей, своих рабочих, служащих, интеллигенции, чисто рыночными способами эта проблема не решается. Этой жилищной политике государства и корпораций можно придать смешанную, дотационно-рыночную форму.

В итоге можно сказать, что трансформационный процесс в духовной культуре нацелен на одухотворение, развитие и обогащение сущности и бытия человека, на выстраивание необъятно богатой вселенной духовной жизни людей, на защиту гуманистических идеалов, интересов, прав и свобод людей. В целом, идея многопланового, древовидного поисково-творческого трансформационного процесса как сущности истории приходит на смену марксистского учения о линейном формационном процессе цивилизации, рациональные моменты которого в очищенном от политической кровожадной конфликтомании виде вошли в новую, обобщенную трактовку исторического процесса. Разные модели исторического процесса (провиденциалистская, формационная, трансформационная) в прикладной своей функции призваны давать глобальный прогноз будущего человечества в качестве ценностного ориентира и практической мотивационной установки жизнедеятельности человечества. В свете трансформационной версии, история – это открытый поисково-творческий, древовидный процесс, не лишенный элемента детерминации предыдущими состояниями, но открытый для поиска, творчества, субъективного разнообразия, оптимизирующего выбора, проблем роста, для плавных и крутых зигзагов в решении множества проблем. Сутью глобальных проблем современной цивилизации оказывается дефицит цивилизованности и культуры в соответствующих проблемных сферах жизни планетарного социума. Но эти проблемы постепенно решаемы. В целом, человечество несомненно движется в направлении более высокого и гуманного уровня жизни массы людей и в направлении большего одухотворения культурой их индивидуальной и общественной жизни. Такое общество будущего можно назвать обществом гуманистической культуры. Этот прогноз одновременно и теоретический и, в большей степени, фактуально-прагматический.

 

Добавить комментарий