2. Философские проблемы разума человека на уровне его сознания и рассудочного мышления

Продолжая рассмотрение философии Платона сквозь призму проблемы человека, приходим к тому кругу вопросов философии, что снова имеют в виду разум, разумность человека, но адресованные к его рационально-рассудочной жизни, а не к чувственной сфере бытия людей. Этот уровень связан с отображающим и продуктивно-творческим знанием, которое, по мнению Платона, опирается на врожденные идеи как основания знания. Познание – это не просто воспоминание о врожденных идеях, но и отображающий и творческий рациональный синтез знания, решений познавательно-творческих проблем. Здесь Платон реконструирует и проблемы бытия (онтологии), и объективную диалектику, и учение о душе и боге. В этой области наиболее ярко проявляет себя триадный диалектический стиль философского мышления Платона как стремление категоризовать каждую проблему, ее решение на основе трех узловых понятий. Все виды бытия – трехчастны в сущности, структуре, уровневой иерархии. Таков принцип решения философских проблем Платона в зрелый период его творчества. Здесь же наиболее ясно выражена объективно-идеалистическая природа его философской системы. Как Платон решает проблему сущности бытия?

 Разные философские системы Платон классифицирует: (1) по количеству принимаемых начал в решении проблемы о природе бытия (одно, два, три начала) и (2) по отношениям равенства принятых начал (дуализм, триализм) или их главенства–подчинения. По качеству главенствующего начала как материального или духовного последнее задает материализм или идеализм. Это более полная классификация философских систем в сравнении с классификацией Энгельса на основе решений так называемого основного вопроса философии. По классификации Платона, его собственная система – триадный идеализм, поскольку сам Платон в основу мира, бытия закладывает три вечных начала: материальный хаос, гармонизирующий ум-устроитель (верховный бог), спокойное, пассивное пространство как инертная материнская среда мира. В его мире господствует духовное, божественное начало. Бог устраивает мир, дает ему "образы" (изменчивые материальные формы), "числа" (количественные пропорции), идеи и главенствует в мире. Это – объективный идеализм. Материальные вещи состоят из атомов. Атомы огня, воздуха, воды и земли не одинаковы, они образованы как разные геометрические тела из плоских треугольников. Тела порождаются по закону связи "беспредельного" (качества), "предела", или "числа", или "меры" (количества) и "сущности" (меры). Проблему природы бытия Платон решает как объективный идеалист.

Душа, по Платону, представляет собою единство трех начал: разума, неистовства, эмоций. В зависимости от доминирования в душе одного из начал души бывают трех видов: разумные (философские), неистовые (страстные) и чувственные (вожделеющие). Земные души бывают трех видов: человеческие, животные, растительные. Духовное начало мира существует в трех видах: божественный ум, идеи вещного мира, души.

Мир вещей – средоточие противоположностей, материальных и идейных. Противоположности–идеи – неизменны и не переходят друг в друга. Противоположные материальные свойства – динамичны, переходят друг в друга. Систему, иерархию противоположностей (идейных и материальных) изучает, по Платону, такой раздел философии как диалектика (объективная). Обычно проблемы диалектики, способа бытия мира, по Платону, верно решаются посредством структур из трех связанных категорий, представляющих объекты: бытия (всего сущего), покоя (вечного духовного) и движения (изменчивого материального начала).

Так, в диалоге "Софист" говорится: "Каждый из них… рассказывает нам… один, что существующее – тройственно и то иной раз враждует в нем какой-то с другим, то становится дружным, вступает в браки, рождает детей и питает потомков; другой, называя сущее двойственным – влажным и сухим или теплым и холодным, – заставляет жить то и другое вместе и сочетаться браком. Наше элейское племя, начиная с Ксенофана, а то и раньше, говорит в своих речах, будто то, что называется "всем", – едино". "Нимало не заботясь, следим ли мы за ходом рассуждений или же нет, каждый из них упорно твердит свое" (там же. – Т. 2. – С. 259). И далее. "Одни все совлекая с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать. …Потому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же… называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами… всегда происходит сильнейшая борьба" (там же. – С. 364–365).

Собственную позицию в определении сущности бытия Платон определяет как триадный идеализм. Из трех начал бытия (духовного, материального и косного пространства) Платон выделяет духовное как вечное, главное и господствующее в мире. Диалог "Тимей". "…Приходится признать, во-первых, что есть тожественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя – ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством имени, соединенного с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно" (там же. – Т. 3(1). – С. 493).

К проблеме природы, сущности бытия обычно примыкает и проблема способа порождения и существования мира, бытия (проблема объективной диалектики). В этом вопросе Платон оказывается первооткрывателем закона связи качества, количества, меры, который он формулирует в своем собственном категориальном решении. Он пишет об этом следующее. "Приступая к построению космоса", бог "упорядочил эти четыре рода" (землю, воду, воздух, огонь) "с помощью образов", идей, "чисел" (пределов, меры, пропорций. – И. Т.), (там же. – С. 495). Диалог "Филеб". "Наша речь всегда обнаруживает, следовательно, что более теплое и более холодное не содержат конца; а если они лишены конца, то, несомненно, они беспредельны". "…Сводя вместе все расчленяемое и рассекаемое, мы должны по возможности обозначать его как некую единую природу. …А то, что не допускает этого, но принимает противоположные свойства, т. е. прежде всего равное и равенство, а вслед за равным – двойное и все, что служит числом для числа или мерой для меры, – все это мы относим к пределу" (там же. – С. 27–28). "…Четыре рода определены…". "Первый я называю беспредельным, второй – пределом, третий – сущностью, смешанной и возникающей из этих двух. Если я назову четвертым родом причину, я не ошибусь" (там же – С. 31). "…Ум относится к тому роду, который был назван причиной всех вещей". "…Ум… вечно властвует над вселенной" (там же. – С. 36).

Диалектика мира, по Платону, обладает качествами строгой определенности, реальной однозначности, т. е. объективности. Объективная диалектика, согласно  Платону, задает наборы категорий, родов и видов понятий, описывающих звенья системности бытия, которые он называет идеями внешнего мира. Диалог "Софист". "Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый – неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? – Да, скажем". "Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различать одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее, он различит, как многие друг от друга отличные идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другими) и насколько нет". "Самые главные роды… это – само бытие, покой и движение" (там же. – Т. 2. – С. 376–377).

В объективной диалектике Платона в зачаточной форме содержится и закон всеобщей противоречивости становления, порождения. Диалог "Федон". "…Взгляни шире… на все, чему присуще возникновение, и давай подумаем, не таким ли образом возникает все вообще – противоположное из противоположного – в любом случае, когда налицо две противоположности" (там же. – Т. 2. – С. 30).

Из треугольников, по Платону, составлены объемные атомы материальных начал, стихий: земли, воды, воздуха, огня. Диалог "Тимей". "Итак, нам приходится отдать предпочтение двум треугольникам как таким, из которых составлено тело огня и (трех) прочих тел: один из них равнобедренный, а другой таков, что в нем квадрат большей стороны в три раза превышает квадрат меньшей" (там же. – Т. 3(1). – С. 496).

В философской системе Платона бог, мировые идеи, все виды душ, включая человеческие, составляют единую мировую тождественную идею, духовное первоначало мира. Бог – это идея высшего разумного блага, которая из материального хаоса, побеждая материальную необходимость, организует прекрасный порядок космоса как наилучшего живого существа, наделенного душой и телом. Тем самым, описывая качества бога–ума и вложенной им во вселенную души мира, Платон выясняет строение и принципы действия духовной рефлексии мира. Таков очеловеченный, одухотворенный живой космос. Всеобщее благо, добро как ценностный принцип рефлексии отношений людей в обществе имеет, по Платону, божественную санкцию. Человеческая душа близка к божественной душе, но все же двойственна, поскольку состоит из двух духовных начал: разумного (культурного), обращенного к божественному уму, и чувственного (биологического), обращенного к телу, материальной жизни. На наш взгляд, бог и духовное начало мира по существу олицетворяют у Платона ценности и идеалы человеческой культуры, тогда как материальное начало мира, напротив, воплощает в себе устои антикультуры растительно-животной жизни. Платон ценностную рефлексию культуры (понятия всеобщего блага бытия, добра, красоты, истины, справедливости) обращает в божественную рефлексию космоса, рисуя очеловеченную культурой вселенную. Забота каждого о чистоте и высоких помыслах своей души есть культивирование в себе человеческой сущности, очистительное погружение в культуру и уход из грязного праха животной жизни. Тайна бога и дьявола – противостояние культуры и антикультуры, гуманного и антигуманного, идеологических ценностей и попирающей ценности политики (порабощение, деспотизм, жестокость, социальный и национальный эгоизм, репрессии). Боги у Платона – это добрые духовные силы космоса и земной природы, покровительственно управляющие в своих владениях. Проблема хаоса и порядка, гармонии Платоном решена так, что гармония у него восходит к качествам духовного начала мира, тогда как материя – это носитель дискретного хаоса, разрушительной бренности.

Души людей связаны каждая со своей звездой на небе, олицетворяющей рок, судьбу, путивождение человека. Богами установлен мистический порядок переселения бессмертных душ, в котором судьбы души зависят от того, насколько совершенные, разумные свою душу и свой образ жизни удалось сотворить живущему на земле человеку.

Так, в диалоге "Тимей" находим следующее. "Он был благ… Он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому". "…Он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее". "Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом" (там же. – Т. 3(1). – С. 470–471). "…Из сочетания ума и необходимости произошло смешанное рождение нашего космоса. Правда, ум одержал верх над необходимостью, убедив ее обратить к наилучшему большую часть того, что рождалось" (там же. – С. 488).

У Платона (и у Гегеля) мы имеем дело с гипертрофированной, идеалистической трактовкой природы духовной рефлексии мира. Современное состояние философии и науки (в частности, синергетики, фрактальной теории) стимулируют проведение философских исследований, связанных с выработкой естественной, нетеологической трактовки природы духовной рефлексии мира, принимающей участие в творчестве порядка, гармонии в хаосе мира. Такая трактовка предполагается близкой к позиции дуализма. Материализм, отвергающий любую, и естественную, духовную реальность и рефлексию в фундаменте мира, занимает в этом вопросе неадекватную позицию. Исследовательская специализация материализма и идеализма на изучении особенностей материи и духа находит обобщающую интеграцию в направлении философского дуализма, который способен подготовить более адекватную философскую истину в создании полновесных концепций при решении соответствующих проблем.

Диалог "Федр". "Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородные… а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, этот возничий правит упряжкой, а затем и кони-то у него – один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь – это противоположность и предки его иные". "…Душа больше всего приобщалась к божественному – божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от всего противоположного – от безобразного, дурного – она чахнет и гибнет". "…Конь, причастный злу, всей тяжестью тянет к земле…" (там же. – Т. 2. – С. 181–182). "Если душа бессмертна, она требует заботы… на все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. …Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни…" (там же. – "Федон". Т. 2. – С. 81). Диалог "Тимей". "Возведя души на звезды как на некие колесницы, он явил им природу вселенной и возвестил законы рока, а именно что первое рождение будет для всех душ установлено одно и то же, дабы ни одна из них не была унижена…". "Тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель соименной ему звезды и будет вести блаженную… жизнь, а тот, кто этого не сумеет, во втором рождении сменит свою природу на женскую. Если же он и тогда не перестанет творить зло, ему придется каждый раз перерождаться в такую животную природу, которая будет соответствовать его порочному складу, и конец его мучениям наступит лишь тогда, когда он… победит рассудком смуту огня и воды, воздуха и земли, одолеет их неразумное буйство…"  (там же. – Т. 3(1). – С. 482).

Добавить комментарий