Очерченный выше "раскол культур", ведущий к так называемой "дегуманизации культуры", является одной из важнейших помех для развития как современных обществ, так и индивидов. Индивиды остро ощущают неполноту своего образования, свою "неполноценность"; нарастает отчуждение от, казалось бы, интеллектуальной деятельности, но, тем не менее, не удовлетворяющей многие потребности человека. Современные специалисты являются все более "узкими", неспособными широко посмотреть на стоящие перед ними проблемы и искать решение их с привлечением наработок из других областей. Для того чтобы исправить создавшееся положение, в настоящее время разрабатывается множество программ в рамках так называемой "гуманизации образования". Однако об успехе здесь говорить еще рано.
К другим глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы: угроза мировой термоядерной войны; нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира"; истощение природных ресурсов; "ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других); загрязнение окружающей среды; набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой"; проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.
Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.
Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:
а) признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);
б) планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;
в) планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.
Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой. И теперь, перед лицом опаснейших глобальных проблем, философия может оказать людям незаменимую духовную поддержку, ведь с будущим люди связывают все свои чаяния и надежды.